Сцена вранья Хлестакова анализ в комедии Ревизор Гоголя

В произведении, принадлежащему к жанру комедия, «Ревизор» Н. В. Гоголь, используя приём сатирического преувеличения (гротеск), основанного на сочетании реального и фантастического, подшучивает, высмеивает всех мошенников, стремится показать человека таким, каким он является на самом деле.

С помощью гротеска Иван Хлестаков показан лгуном, который умеет обманывать с чувством, получая от этого наслаждение. Главный герой комедии, видя то, что его почитает общество, даёт разойтись своей фантазии, наглеет в своих требованиях: за короткое время из чиновника низшего класса превращается в фельдмаршала.
Сцена «вранья» обличает пороки чиновников и самого Хлестакова, желающего порисоваться.
В обществе главный герой возвышает, идеализирует себя. В его доме, который был построен первым в Петербурге, он даёт балы, гостями которых являются князья и министры.; приписывает себе авторство знаменитых произведений. Забываясь, произносит: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж, скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель…». Понимая, что оговорился, Хлестаков исправляет ситуацию: «Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже», стремится поддержать то удачное стечение обстоятельств, которое произошло.

Можно сказать, что Хлестаков обладает недостаточно полным душевным миром, так как, желая произвести впечатление на жену городничего, говорит, что дружит с А. С. Пушкиным, не может придумать достойную тему беседы с поэтом, но всё же приводит дам в восторг: «Ну что, брат Пушкин?» — «Да так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то всё…».
Возникает ситуация глухоты, слепоты и невнимания чиновников, внезапно переставших осмыслять семантику слов, которые произносит Хлестаков. Бесстыдная ложь только увеличивает во всех веру о приезде истинного ревизора. Чиновники настолько испуганы, что не замечают лжи до вскрытия почтмейстером письма Хлестакова, из которого становится известно, что тот не ревизор. Каждый государственный служащий является беззаконником и нечестивцем, поэтому обман остаётся на протяжении долгого времени нераскрытым.
Сцена обмана, кульминация произведения, позволяет полно раскрыть композицию пьесы. Именно сатирическое преувеличение, использованное Н. В. Гоголем, позволяет подойти к серьёзной теме с юмористической стороны. Писатель обличает пошлость, бездуховность, показывает людей, лишивших себя идеалов и ценностей.
Сочинение Вранье Хлестакова (анализ)
Хлестаков, один из персонажей комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Голодного, изнеможенного Хлестаково, собиравшегося отправиться в тюрьму, привезли в дом Городничего, где его накормили и напоили. Он не задумывался над тем как и почему произошла такая перемена в его жизни. Он никогда не задумывается о чем либо, просто живет одним моментом, его цель произвести на людей хорошее впечатление, в особенности на особей женского пола. Именно по этой причине столько радости в его голосе и выражениях, когда он рассказывает про жизнь в Санкт-Петербурге.
Его лжи настолько много в словах, что он сам начинает верить в то что говорит. Его эмоции и рассказы настолько не правдивы и ложны, что под конец он уже не помнит, о чем повествовал вначале. Факты из его рассказов расходятся и говорят совершенно противоположные вещи. Он говорит что в его мыслях легкость необыкновенная и приписывает себе заслуги других писателей.
На вранье его ловит Марья Антоновна, говоря, что у произведения «Юрия Милославского» автор Загоскин, а Хлестаков в сою очередь утверждает ее в обратном. Говоря, что есть произведение с таким же названием, принадлежащее ему. Практически в каждом звуке, произносящем Хлестаковым, есть ложь.
Столько путаницы, что он сам в ней не разбирается, но к счастью для Хлестакова чиновники не обращают на это внимания. Как Хлестаков и хотел, он преподносит себя с хорошей стороны и дамы от него в восторге. Они думают, что встретили прекрасного столичного человека. А на чиновников Хлестаков нагнал огромный страх, лишь немного приврав о своем чине. Он полностью всех убедил, что это именно он ревизор и важная персона.
Сцена вранья возвышает его, ставит выше остальных, это его звездный час, где он-в центре внимания. Это не только звездный час Хлестакова, это одна из наилучших сцен автора произведения. В этой сцене заключено много интересных и ключевых моментов, которые надолго запомнятся зрителям. Автор-мастер. Именно в этом произведении раскрывается мастерство Николая Васильевича Гоголя, как поэта. «Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа» ситуация, которую Гоголь довел до абсурда.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что сцена вранья — это кульминационная сцена в произведении, в которой раскрываются характеры многих героев.
Вариант 3
Самым ярким персонажем гоголевского «Ревизора» считается Иван Александрович Хлестаков. А сцена его вранья – комична и важна. В ней отражается мелочность и двуличие не только городских служащих, но и самого псевдо проверяющего.
Иван Александрович из-за молодости и жажды красивой жизни потратил все свое состояние и не имеет средств даже еду. Но герою улыбнулась удача – городничий принял его за высокопоставленного столичного чиновника.  Хлестаков без гроша в кармане, но это не мешает ему бывать в лучших домах провинции, где он отобедывает вкусными блюдами. С ним все пытаются наладить дружеские отношения. Когда молодой человек понимает, что его перепутали с другой важной персоной, он обращает ситуацию в свою пользу: берет деньги, как у торговцев, так и главы города.
Хлестаков ничем не отличает от других персонажей «Ревизора», — такой же мошенник и жулик. Но его побаиваются все герои пьесы. Иваном Александровичем движет только собственная выгода, а когда он понимает, что его обман может раскрыться, то покидает город и оставляет всех чиновников с носом.
Основа пьесы – комический конфликт. Последний основывается на несоответствии: Хлестакова принимают за ревизора, которым в действительности является другой человек. В конфликте участвуют две стороны: чиновники, которым необходимо всеми средствами ввести в заблуждение столичного ревизора, и сам Иван Александрович.
Конфликт завязывается в первом действии: глава города получает известие о приезде проверяющего и в тот же момент в гостиницу заселяется никому не известный Хлестаков. Его и принимают за ревизора из столицы. Далее все усилия чиновников направлены на сохранение рабочих мест, поэтому они и пытаются скрыть весь творящийся в городе беспредел.
В третьем действии главный герой осознает, что его принимают за важное лицо, и пытается играть предложенную роль. Здесь и началась сцена вранья:  Хлестаков заявляет, что никто и ничто не сможет его остановить. Герой до такой степени погряз в собственной лжи – и сам начинает верить в произносимое. Псевдо ревизор рассказывает о дружеских отношениях с Пушкиным, огромном петербургском особняке, но на этом не останавливается и присваивает себе авторство множества литературных произведений. Когда герой начинает говорить, то заранее не планирует свою речь. Его повествование можно сравнить с потоком бурной реки – непонятно, какое она примет направление.
Кульминация конфликта – эпизод с торжествующим городничим, ведь сам Иван Александрович посватался к его дочери. Теперь семейство породнится с важной фигурой: «Какие мы с тобой теперь птицы сделались», — с гордостью говорит глава города супруге.
Лживость Ивана Александровича разоблачается в восьмом явлении: к почтмейстеру попадает послание, в котором Хлестаков рассказывает знакомому журналисту о приключившихся с ним в провинции чудесах. В письме все чиновники выставляются в самом неблагоприятном свете.
В завершении всех споров появляется жандарм и сообщает о прибытии настоящего столичного ревизора: чиновники, услышав известие, застывают в комичных позах. Эта немая сцена послужила не только развязкой конфликта, но и финалом произведения.

Оцените статью
Smart-pixel.ru