В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина сатире отведена немаловажная роль. Именно с помощью этого приёма автор достигает главной цели произведения — высмеивания таких пороков, как невежество, отсутствие тяги к знаниям и лень.
Госпожа Простакова
Один из главных персонажей, несущих в себе сатиру — госпожа Простакова. Комичность её образа состоит в том, что героиня придерживается строгих правил домостроя, колотит каждого в доме, контролируя даже собственного мужа, но при этом души не чает в своём сыне, чадушке-Митрофанушке. Госпожа Простакова старается производить впечатление образованной и гостеприимной женщины, но все её попытки лишь вызывают смех окружающих.
Митрофанушка
В образе недоросля, Митрофана Простакова, сатира достигает своего расцвета. Избалованности, лени и невежества этому герою не занимать. Митрофанушка — единственный и любимый сын Простаковых. Родители, жалея ребёнка, не уделяют достаточно внимания воспитанию и образованию сына, ведь не считают эти вещи необходимыми даже для самих себя. Неудивительно, что, спустя непродолжительный отрезок времени, ребёнок спокойно заявляет: «Не хочу учиться, хочу жениться!»
Сатиричны в произведении и многие второстепенные образы. Так, учителя Митрофана, Цыфиркин, Кутейкин и Вральман — невежественные и алчные люди, которым не удаётся привить воспитаннику любовь к знаниям. Митрофанушка ни на шаг не продвигается в своих знаниях, но госпожа Простакова, всецело доверяющая учителям, особенно Вральману, который даже учителем не является, убеждена, что её сын воспитан и образован, и если есть наука, незнакомая Митрофанушке – то это не наука вовсе.
Скотинин
Любимый гость в доме Простаковых — это брат главной героини. Д.И.Фонвизин гиперболизирует его любовь к свиньям, наделяя персонажа говорящей фамилией. Племянницу Софью госпожа Простакова собирается выдать за своего корыстного и глупого брата, но, когда героиня узнает о богатом наследстве воспитанницы, у неё возникает желание выдать Софью за собственного сына, Митрофанушку.
Таким образом, чтобы осмеять и искоренить пороки в дворянском обществе, Д.И.Фонвизин формирует в комедии сатиричный язык повествования. Все события, отрицательные черты характеров героев гиперболизированы с целью донести до зрителя или читателя, что нужно придавать изучению наук, воспитанию добродетели в человеке особое значение, чтобы не прослыть шутом и невеждой.