В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» есть много представителей МАССОЛИТА: литераторов, писателей и поэтов. Одним из его участников был некто Александр Рюхин.
Рюхину тридцать два года, он поэт, и как говорит Иван Бездомный, Рюхин — бездарь. Объясняется это его плохими стихами, рифмами одной части речи, его неизвестности и жалкому характеру. Рюхин — это «кулачок», который хочет казаться пролетариатом.
Часто проводят параллель между Рюхиным и Маяковским, потому что Булгаков имел напряженные отношения с Владимиром Владимировичем, однако читал его стихи. В первых версиях романа Рюхин выступает «левым» поэтом, каким себя считал и Маяковский. Ещё одной чертой похожести является то, что Маяковский любил писать стихи на праздники, а у Рюхина есть стихотворение к первому мая, которое же есть и у Маяковского.
Отличительных черт между Маяковским и Рюхиным тоже полно: тут тебе и жалкость, и пристрастие Рюхина к алкоголю, а Маяковский никогда не пил, и никто его не видел пьяным. Когда Рюхин идёт домой, поруганный Иваном Бездомным, он замечает памятник Пушкину. Относится к великому поэту он скептически, считает все заслуги Александра Сергеевича лишь удачей, улыбкой судьбы и не более. В его словах в этот момент видна желчная зависть, которая характеризует его как личность слабую, не умеющую мотивировать, личность, которой проще завидовать и негодовать, чем совершенствоваться.
Примечательно то, что по приходе домой, Рюхин задумывается о том, что он действительно бездарный поэт, потому что и сам не верует в то, что пишет. Этот момент рефлексии отлично показывает, что даже самые мелочные, жалкие и завистливые люди способны к самоанализу. Слова Бездомного настолько поразили Рюхина, что тот считает, что в его жизни ничего нельзя поменять, что его карьера кончена, а жизнь начинает угасать. Так и случается: уже под раннее утро мы видим Рюхина пьющим в ресторане, прожигающим остаток своей бессмысленной и бестолковой жизни.
Таких вот поэтов и сейчас очень много, графоманов, пишущих ради того, чтобы писать, бесцельно и очень глупо. Однако же поступок Ивана Бездомного, его жесткая и палящая критика не просто отрезвила Рюхина, она приговорила его душу к смерти. Даже самый бездарный поэт вдохновляется и считает своё творчеством проявлением себя, а когда Рюхин осознаёт уродливость своего творчества, он понимает, что он сам урод, нравственно и чувственно погибший человек. Стоит быть осторожными в словах, даже с теми, кого мы ненавидим.