В 1792 году известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин написал повесть «Бедная Лиза», которая до нашего времени не потеряла своей художественной привлекательности. Два обстоятельства обращают на себя внимание читателя. Первое, Карамзин представляет художественное произведение нового литературного направления — сентиментализма, главная задача которого обратиться к чувствам читателя, вызвать у него сочувствие, если не слезы. И второе, героиней повести становится не дворянка, как это было принято в литературе того времени, а представительница крестьянского сословия, которая обладает простыми человеческими чувствами.
Сюжет простой: любовная история девушки Лизы и молодого дворянина Эраста. Случайная встреча в Москве, где Лиза продавала цветы, чтобы как-то выживать с матерью, стала началом большого чувства для нее и мимолетным увлечением для Эраста. Но от пылкости и настойчивости он постепенно переходит к измене, которую Лиза не выносит и бросается в пруд. Почему же отношения Лизы и Эраста привлекли внимание читателя?
Интересен характер главной героини. Несмотря на свое крестьянское происхождение, она умна и воспитана. Внутренняя красота в ней прекрасно сочетается с красотой внешней. Первые встречи с Эрастом и его внимание не принимает серьезно, она знает свое место в обществе. Но настойчивость молодого человека приносит свои результаты: сердце Лизы постепенно оттаивает, и дружеские отношения перерастают в любовь. Она воспитана на природе, в семье, где царствуют добродетели. Все построено на любви и взаимном уважении. Почитаются старость и уважение к родителям. Не встречаются с обманом и изменой. Поэтому и к Эрасту Лиза относится с доверием, она не может даже предположить, что он способен на обман и измену. Этим она привлекает внимание искушенного читателя, которому хочется верить в эту историю, напоминающую рождественскую сказку. Но, увы, мечтаниям Лизы о счастье вместе с Эрастом не суждено сбыться.
Эраст – образ интересный и неоднозначный в нашей литературе. В нем сочетаются разные качества. Вначале он действительно увлечен Лизой, его привлекает ее свеженькое личико, он в восторге от ее характера, не знающего тлетворного влияния сословных отношений, в которых главное – богатство, только оно обеспечивает положение в обществе. Вскоре, испытывая потребность в этих самых деньгах, он проиграл большую сумму в карты, он сначала обманывает Лизу, а затем и вовсе от нее отказывается. Начинает как пылкий любовник, его чувства так похожи на настоящие, но вскоре показывает свое истинное лицо.
Финал повести вызывает даже у современного читателя только сочувствие. Лиза верила в настоящую любовь и не в состоянии вынести горе, которое свалились на ее плечи. Не останавливает и старая больная матушка. Жизнь потеряла для нее всякую ценность. Выход из этой ситуации Лиза видит только один – распрощаться с ней, в которой не место чистым чувствам и настоящей любви.
Простая, лишенная каких-либо украшательств история трогает сердце читателя, его чувства напряжены, он, вне зависимости от своего положения и звания, целиком на стороне бедной девушки. Повесть написана простым языком, как проста жизнь самой героини. Но в ней талант писателя, сумевшего рассказать историю крестьянской девушки, не потерявшей актуальности до наших дней.
Вариант 2
Основной темой повести «Бедная Лиза», написанной Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году, является трагическая история любви юной крестьянки к человеку из другого сословия. Данное произведение относится к жанру сентиментализма, основоположником которого в русской литературе стал именно Карамзин, главную роль в повести играют чувства, испытываемые центральными персонажами.
Девушка по имени Лиза, у которой в силу ее юного возраста еще не имеется никакого жизненного опыта, проживает в селении вместе с матерью. Родительница Лизы отличается слабым здоровьем, и главная героиня этой истории с ранних лет вынуждена не только выполнять все домашние обязанности, но и самостоятельно обеспечивать себя и больную мать. Лиза продает в городе цветы и ягоды, в один из дней она встречает на своем пути обаятельного юношу по имени Эраст.
Молодой мужчина является дворянином по происхождению, но в крестьянке его привлекают несомненная красота и полная невинность девушки. Сама Лиза, которой впервые в жизни доводится испытывать сердечное чувство к представителю противоположного пола, относится к избраннику с глубокой нежностью и безусловной преданностью, ради его счастья она готова на любые жертвы.
Но Эраст вскоре ощущает, что страстная любовь Лизы ему уже наскучила. Наступает момент, когда дворянин откровенно объявляет возлюбленной об окончательном разрыве их отношений, не скрывая, что он уже заключил помолвку с другой женщиной. Несчастная девушка, поняв, что ей не суждено соединить жизнь с этим человеком, в отчаянии завершает жизнь самоубийством, бросившись в пруд.
Молодой аристократ, как и многие другие представители его социального круга, является легкомысленным и уже достаточно развращенным мужчиной. Эраст привык заводить кратковременные и ни к чему не обязывающие связи с дамами, свои отношения с Лизой он также не воспринимал всерьез и никогда не планировал на ней жениться.
В то же время наивная и безыскусственная Лиза всецело доверяет своему первому возлюбленному. Девушка без колебаний отдает себя в его руки, нисколько не сомневаясь в порядочности Эраста и взаимности их чувств. Когда избранник равнодушно и холодно отстраняет от себя Лизу, его поступок морально убивает юную крестьянку, и она оказывается не в силах продолжать жить, чувствуя себя бесконечно униженной и преданной тем, кто стал для нее смыслом всего ее существования.
На примере главной героини повести писатель подчеркивает, что каждый человек независимо от своего происхождения и материального благосостояния способен испытывать самые горячие и сильные чувства. Девушка, родившаяся в простой семье, беззаветно влюбляется в мужчину, который вовсе не заслуживает такой привязанности и преданности с ее стороны.
Читатели вместе с автором не могут не сочувствовать Лизе, жизненный путь которой обрывается столь печальным образом. Но при этом из произведения становится ясно, что не следует полностью полагаться на свое сердце. Даже при самой пылкой влюбленности человек не должен забывать о благоразумии и дальновидности.
Рецензия 3
Ну что я могу сказать по поводу «Бедной Лизы» Карамзина? Грустно. Очень грустно, но предсказуемо, ведь Лиза и Эраст были такими же разными, как Солнце и Луна.
Она — бедная крестьянка с больной матерью на руках и кучей забот: хлеб на поле не рождается, денег нет, приходится зарабатывать самой: Лиза собирает букеты из ландышей и продаёт их.
Так она и познакомилась с Эрастом, богатым дворянином благородных кровей. Аристократом, если позволите.
Между ними пробежала искра: сначала томные переглядки, потом — поцелуи, а потом… Ну, всё описано достаточно невинно, без подробностей (это вам не современное чтиво, где всё до вульгарного открыто!). В общем, понятно, что Лиза теперь женщина.
Какое-то время они ещё повстречались, но Эраст постепенно стал терять интерес к Лизавете, оно и немудрено: непорочность отныне потеряна, ангел, как он называл её мысленно, пал с небес.
В этот момент я пожалела, что через время и книгу нельзя передать удар по физиономии, вот честно! Да, Эраст был лишь литературным персонажем, но сколько таких вот Эрастов было и будет ещё во все времена… Сколько ещё захотят сорвать красивые цветы, а потом, налюбовавшись ими, выбросят за ненадобностью?!
Но вернёмся к нашей влюбленной парочке; Эраст говорит Лизе, что ему нужно отправляться на войну, и что завтра – их последнее свидание. На деле же она ему просто наскучила: «книжному Казанове» хотелось теперь большего, чем просто поцелуи, и он знал, что она способна на это большее, но при этом ей нужна семья.
Лизе было грустно от расставания, она часто вспоминала о любимом. И вот однажды она решила наведаться по тому адресу, где он жил. А он от нее просто откупился, заплатил ей сотню рублей, как уличной девке! (тут хотелось бы выразить благодарность автору: это ж надо такого, я извиняюсь, повесу создать, что ты, даже спустя столетия, орешь на книгу от переизбытка эмоций). Да, кстати, он еще и выпроводил ее со двора, не попрощавшись, что тоже как-то не по-человечески.
Лизе, как и любой другой девушке на ее месте, эти действия показались обидными. Сердце ее было разбито, как хрустальная ваза, честь растоптана. На следующий день она пошла к Москве-реке, и там утопилась с горя. Старушка-мать, не выдержав потери, тоже ушла в мир иной.
После прочтения остался горький осадок. Помню, еще спросила учительницу:
— А стоило ли топиться из-за этого, и фактически тащить за собой на тот свет маму?
— Но ведь она была уже, эээ… прочной.
— И что? неужели не нашелся бы тот, кто полюбил бы ее вот такой, с прошлым?
— Другое было время…
— Я бы точно топиться не стала. Что-нибудь придумала бы, но ни один мужчина не стоит жизни. Их много, а жизнь одна. – учительница грустно улыбнулась.