Речь и поступки Хлестакова сочинение

Гоголевская комедия «Ревизор» — поистине уникальное произведение, удивляющее до сих пор своей сюжетной линией, в котором с завидной смелостью, глубоким юмором и жесткой критикой выставлены на показ безнравственность, беспринципность, пустота главного героя Ивана Александровича Хлестакова.

Перед нами предстает молодой человек, окутавший себя в ложь, как в кокон. Он весь ею пронизан с ног до головы. Речь и поступки Хлестакова говорят о его легкомысленности и отсутствии каких-либо моральных принципов.
Хлестаков по своей природе пустой человек, он считает, что жизнь предназначена «чтобы срывать цветы удовольствия». Все его нравственные ценности ограничены игрой в карты, прогулками по бульвару, флиртом с красавицами, желанием иметь много денег, не прилагая к тому никаких усилий. Сам автор «Ревизора» Н. В. Гоголь характеризует героя так: «несколько приглуповат», «без царя в голове».
Направляясь из Петербурга к родителям в родовое имение, герой оказывается в небольшом уездном городишке, без денег из-за своего пристрастия к картам. Ничтожный и никчемный, он по воле местных чиновников становится важной персоной. Напуганный молодой человек моментально превращается во властного «ревизора». Так как приоритетной чертой характера его является вранье, Хлестаков оказывается в положении «как рыба в воде». Он без тени сомнений врет, каким важным и авторитетным человеком он считается, врет, что он богат и влиятелен. Без зазрения совести берет взятки, якобы в долг, воспользовавшись сложившейся ситуацией. Прошение в долг сменяется откровенным вымогательством. Наглости ему не занимать: одновременно «искренне» предлагает руку и сердце дочке городничего, и тут же, увлекшись игрой, озвучивает наличие чувств к его жене. Понимая, что его приняли за другого человека, он не может остановиться, ему нравиться пользоваться таким положением вещей. Его вранье доставляет ему удовольствие.

Речь Хлестакова напрямую связана с его поступками и окружающих его героев. Привыкнув, как хамелеон, подстраиваться к жизненным обстоятельствам, таким же образом меняется и его речь. С Осипом, слугой своим, говорит просто, здесь не надо притворства. Перед чиновниками городка использует несколько фраз на французском, сам не понимая толком их значения. Словарный запас не отличается богатством и оригинальностью, он не умеет грамотно оформлять свои мысли, получается непоследовательная, где-то совсем бессмысленная речь. Его круг общения ограничен, это сказывается на его манере разговаривать. Даже с женщинами его речь – это заученные фразы, скопированные из петербургского светского общества.
Образ Хлестакова бессмертен. Это пустоголовый, лживый молодой человек, который через вранье легкомысленно пытается возвыситься.
Вариант 2
Комедия «Ревизор» написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1835 году. Она рассказывает о событиях далекого прошлого и показывает безнравственное поведение властей и некоторых отдельных персонажей. Существует мнение, что идею по написанию произведения подсказал Александр Пушкин. Но также есть информация, что события комедии происходили на самом деле с одним другом Гоголя, который выдал себя за ревизора в одном из городов под Петербургом.
Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии, направляющийся из Петербурга в родовое имение, но застрявший в уездном городке. Всему виной его пристрастие к карточным играм, в которых он проиграл все деньги. Со своим слугой Остапом они вынуждены проживать в городском трактире, ожидая помощи от родителей Ивана Александровича. Барин и его прислужник голодают, но в долг им уже не дают. Это происходит до тех пор, пока в трактир не является городничий.
В этом маленьком городке уже давно ожидают приезда ревизора. Из-за своего поведения и презентабельного вида Хлестакова приняли за этого чиновника, приехавшего с проверкой. Дальнейшее его поведение раскрывает обычную жизнь людей, служивших на благо государства в те времена.
Когда городничий видит Хлестакова в трактире, он пытается понять, может ли этот молодой человек быть проверяющим, и опасается его. Иван Александрович в свою очередь боится городничего, думая, что трактирщик нажаловался на него за долги. «Чиновник» перекладывает вину на держателя заведения за неподобающее обслуживание, и этим доказывает городничему, что он именно тот, кого все ожидают. Во избежание конфликта, глава города предлагает Хлестакову взятку и приглашает на прогулку по городу. Получив деньги, Иван Александрович забывает о своих проблемах и, во время прогулки, ищет место, где бы можно было поиграть в карты.
Дальнейшее общение с представителями городской знати меняет поведение Хлестакова за считанные часы. Из испуганного и скромного юноши он превращается во властного ревизора, знакомого со многими известностями Петербурга. Пообщаться и ним стремятся все графы и князья города, чтобы заслужить его одобрения. Первая взятка поначалу была для Хлестакова прошением в долг. А дальше он уже начал вымогать деньги, бездушно используя людей, ожидавших от него помощи. Он понимал, что его приняли за другого, но не торопился признаться, продолжая пользоваться своим высоким положением.
Но манера говорить подводит Хлестакова. Он произносит слова не подумав, говорит бесконтрольно, цитаты понятны только ему самому. Лишь хорошая одежда и способность держать себя в высшем обществе играют ему на пользу.
Для каждого персонажа комедии Хлестаков использует разные слова. Общаясь со слугой, ему не нужно претворяться и он использует простые разговорные выражения. В важными людьми города его речь меняется. Она становится более отрывистой и вежливой, добавляется много вводных слов. При общении Хлестаков старается подчеркнуть свою образованность, вставляя в разговор цитаты на французском языке, а также поэтические выражения известных писателей. Его общение с женщинами отличается галантностью. В разговорах с ними он употребляет известные, приятные выражения, которые так нравятся противоположному полу.
Сочинение 3
Иван Хлестаков представлен автором острее, чем другие персонажи. И не мудрено, ведь это особый персонаж. Гоголь выделил неказистую легкость в физическом облике Ивана Хлестакова. Он описал его тоненьким и худеньким, в противоположность солидности и серьезности городничего и чиновников. Он представил его глуповатым, пустым и без соображения, то есть без всякой интеллектуальной состоятельности.
Гоголь отзывается о Хлестакове «Неужели не видят кто на самом деле Хлестаков?». Чиновники слепы, что не могут рассмотреть в нем лжеца. Гоголь разъясняет читателям, что Хлестаков никого не обманывает. Он не лживый по характеру, а сам позабыл, что надувает людей, и уже сам верит в это. Хлестаков заигрался в своей игре. Его речи и поступки говорят о том, что врет с чувством, от чего получает истинное удовольствие. Он театрально исполняет роль проверяющего чиновника, отчего превосходно себя чувствует.
На самом деле Хлестаков – молодой человек, с пустой речью. Гоголь обрисовывает своего героя пустым, считая его неожиданным сюрпризом.
Хлестаков – мечтательный человек, наделенный обманчивым обаянием. Он, несомненно, одарен талантом играть важную роль. Помимо этого, фамилия Хлестакова придумана не нарочно, давая ощущение бездумности и болтовни главного героя. У Хлестакова было низкое социальное положение. Окружающие его не уважали, в грош не ставил даже собственный слуга. Он постоянно находился в плачевном состоянии: проигрывал деньги в карточные игры. Его поступки говорят сами за себя, что Хлестаков безмерно растрачивает свою жизнь, только на удовольствия и азартные игры. Он не прочь поволочиться за состоятельной взрослой дамой, лишь бы были деньги.
Гоголь показал читателям, что Хлестаков обладает внутренней пустотой в душе. У него нет индивидуально – личностного характера. Его речи и движения быстры, а в сердце и в голове – пусто. Хлестаков малосодержательный в душе, но, чтобы изображать лицедейство, одевать маску, лицо отнюдь здесь не нужно. Поведение Хлестакова выражается в его поступках: он то нагл, то жалок. И это подтверждает, что он в начале пьесы до сих пор не знает своей актерской роли. Как только он понимает, что делать, Хлестаков начинает быть убедительным и свободным человеком. Боязнь, которую он в начале представления, забывает. Он вдохновенно врет и постоянно фантазирует.
В окончании пьесы автор делает акцент на продажной и обманчивой совести Хлестакова. Он выделил в нем способность примерить маску другого лица, желающего выглядеть в этой маске органично. В заключении речь идет о поведении Хлестакова, как вдохновенной и творческой чужой роли. Он успешно сыграл роль проверяющего ревизора.

Оцените статью
Smart-pixel.ru