«История одного города» – роман известного русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, который всегда являлся и будет являться уникальнейшим представителем своего жанра в русской литературе XIX века.
На протяжении всего романа, летописец рассказывает читателям, что в городе Глупов существовало двадцать два градоначальника. И уже с этой цифры начинается прототипизация. В истории России, начиная с Ивана Грозного, государством правили двадцать два царя. Город Глупов, в свою очередь, переживает череду многочисленных бунтов и беспрерывные смены правителей. Рассмотрим существующие на данный момент прототипы.
Ферапонтов. Из повествования выясняется, что Ферапонтов является бывшим цирюльником герцога Курляндского. Тем самым, автор делает намёк на такого исторического персонажа как Иван Кутайсов. Тот был приближенным к Павлу I и в своё время стал основателем усадьбы Рождествено.
Пфейфер. Этот градоначальник является «голштинским выходцем» и позже был смещён с должности в 1762 году. Так Михаил Салтыков-Щедрин намекает на Петра III. Был он герцогом Гольштейна из рода Готторпов и скончался летом 1762 года.
Фердыщенко. Градоначальник Фердыщенко являлся «бывшим денщиком» князя Григория Потемкина. Этим делается намек на Александра Даниловича Меншикова. Молодой Меншиков отбывал службу денщиком у императора Петра I, а после стал его ближайшим соратником и известным государственным деятелем. 6 «прекрасных» градоначальниц. Новый период в жизни города Глупов ознаменовывается битвами за власть между шестью разными градоначальницами. Это очередной намёк от автора. Как известно, после смерти Петра I, страной управляли женщины. Прототипами шести градоначальниц стали: вторая жена Петра I – Екатерина I, дочь Ивана V– Анна Иоанновна, внучка Ивана V – Анна Леопольдовна, дочь Петра I – Елизавета Петровна, супруга Петра III – Екатерина II и княжна Тараканова, выдавшая себя за роную дочь императрицы Елизаветы Петровны и её фаворита Алексея Разумовского.
Негодяев. Градоначальник – бывший рабочий-истопник. Такое описание становится очередным намёком от автора на Алексея Милютина. Он был работником, занимающимся растопкой печей и котлов во дворце, но в итоге получил дворянство и прославил свой род.
Беневоленский. Этого градоначальника сравнивают с русским общественным деятелем Михаилом Михайловичем Сперанским. Их объединяла любовь к сочинительству и отстранение от должности, которое последовало после того, как герои были заподозрены в связи с Наполеоном.
Грустилов. Здесь градоначальник сравнивается с Александром I. Тот тоже был меланхоличной натурой. Эраст Грустилов склонен к апатии, занимается сочинением стихов. Но в то же время, человек хитрый и расчетливый, готовые предать близких ради собственной выгоды.
Угрюм-Бурчеев. Его сравнивают с двумя историческими личностями: императором Николаем I и государственным деятелем Алексеем Андреевичем Аракчеевым. Кругозор градоначальника был ограничен. Человеком являлся ужасным, наводил ужас на окружающих.
Перехват-Залихватский. По наблюдениям критиков и исследователей, в этом персонаже собрались многие черты из образа императора Павла I. Градоначальник пытался делать шаги для улучшения жизни города, но они не были успешны.
Образы градоначальников такие разные, но и такие похожие. Никто так и не сделал ничего хорошего для жителей города и развития сфер жизни. Нельзя не заметить самого большого и явного прототипа. История города Глупова – история государства российского. На протяжении всего романа прослеживаются исторические события, происходившее на самом деле. Герои, истории, случившиеся с ними – всё так похоже. Можно с уверенностью сказать, что именно такой формат построения произведения делает его интересным и актуальным по сей день.