Произведение под названием «Мастер и Маргарита» затрагивает множество актуальных для любого времени тем. В этом романе в одной точке пересеклись прошлое и настоящее. Автор погружает читателя в мир исторических событий и поднимает те вопросы, которые время от времени мучают каждого. Роман переполнен мистикой и фантастическими элементами, но они использованы для другой цели. Более того, на них не стоит ровняться. Михаил Афанасьевич поднимает проблему добра и зла, проблему нравственных вопросов, проблему выбора правильного или неправильного пути, проблему любви, проблему одиночества и отвержения, проблему творчества и безответственности.
Первая и самая актуальная проблема. Добро и зло.
Борьба добра и зла является вечной проблемой, с которой сталкивается каждый человек. Мир переполнен грязью, скверной, грубостью, горечью и боль. Однако, это не единственное, что в нем существует. Всегда есть нечто большее, что противопоставляет себя злу – это добро. Примером воплощения добра и чистоты в произведении является Иешуа, его оппонентом выступает Воланд, который исполняет роль дьявола. Две стороны всегда находятся в состоянии вражды, однако, единоличная власть на земле не установлена. По этой причине идет бесконечная война. Человек тоже не оказался в стороне от этой войны, ведь каждый грешен, но и совершал хорошие поступки. Однако, выбор на чью сторону встать, остается за человеком.
Проблема выбора.
Каждый человек в своей жизни сталкивается с подобной проблемой. То же самое характерно и для героев произведения. От выбора человека зависит его жизненный сценарий или же судьба. Наша судьба складывается из суммы наших ежедневных выборов. Порой бывает, жизнь ставит человека перед таким выбором, который может повлиять или даже определить чью-то судьбу. Пилат оказался в подобной ситуации. От его выбора зависела жизнь Иешуа. Однако, на другой стороне была разъяренная толпа, требующая его смерти. Маргарита была замужней женщиной: перед ней стал выбор остаться с мужем или уйти к мастеру.
Проблема нравственных вопросов.
Каждый человек знает нравственные устои, которые разделяют добро и зло. Говорят, что есть хорошо, а что плохо. Далее, каждый человек сам решает на какой путь встать. Остаться верным своим принципам или предать их. Маргарита встала на очень сложный путь. Будучи замужней, она допустила чувства к другому человеку. В итоге, получила наказание одиночеством и страданиями. Ведь ее поведение можно рассматривать, как предательство по отношению к мужу. Она уже сочитана с ним и не должна думать о других мужчинах.
Вариант 2
С самого детства взрослые твердят, что классика плохим вещам не научит, что её нужно читать, необходимо все время анализировать. Действительно ли это на самом деле?
Возьмём на рассмотрение роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Перед глазами читателя раскрывается целые миры, в каждом из которых есть свои действующие персонажи.
Проблема взаимоотношений
Первый мир — это мир людей, в котором господствует обыденность и серость. Вокруг все алчны и лицемерны. Зачем писатель преподносит читателям подобный мир? Чтобы все те, кто решил прочесть его творение, задумались над глобальной проблемой. Проблемой взаимоотношения людей и проблемой привязанности индивидуумов к материальным ценностям. Разве это не требует внимания? Классика дает не лучший урок? Что ж, если так, двинемся дальше…
В этом мире среди этой серости есть двое возлюбленных, чья любовь прекрасна и блаженна, но так недоступна… Такой любовью уже никто не любит, таким взглядом уже никто не смотрит, такой страстью уже никто не обладает… Считает Булгаков. И здесь на первый план выходит проблема любви. А вот чувства всегда считались интересующей ветвью в литературе. О любви думают все, и взрослые, и дети. И классика, чтобы не наступать на собственные грабли, дает возможность получения опыта других людей.
Несправедливость
Второй мир, который рисует Булгаков, — это мир Воланда и его свиты. Здесь он, сатана, его подданные — кот Бегемот, демон Азазелло и Коровин, стараются бороться с несправедливостью. Они посланы на эту землю, чтобы восторжествовала справедливость и порядок. И главная проблема, что явно бросается в глаза, — это проблема несправедливости этого бренного мира. Как с ней бороться, если не будет этой торжествующей силы, никто не знает… И для этого писатели и создают свои произведения. Чтобы все читающие задавались вопросами. А задаваясь вопросами, приходили к выводам, которые не изменят жизнь человека. Они лишь поменяют взгляд индивидуума на окружающую действительность, а это, в свою очередь, сможет поспособствовать улучшению жизнедеятельности прочитавшего книгу.
Проблема власти
Третий мир — это мир вымышленный, придуманный главным героем Мастером. Здесь центральные персонажи — это глава Иерусалима — Понтий Пилат и насильно приведенный к нему странник — Иешуа. Из-за боязни потерять собственный статус властная личность приговорила ни в чем не повинного человека к смерти… И здесь поднимается проблема власти. Люди порой слишком трясутся за свое положение, забывая при этом об обычном человеческом отношении… И это страшно…
Проблем в романе много, и ни каждый читатель видит их в полном количестве. Зато любой выносит из книги ровно столько, сколько изначально хочет найти. В этом и состоит польза классики, да и любых других книг, которые человек осмелится открыть.