Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» была создана в 1792 году. Главной проблемой произведения автор считает недостаток воспитания в дворянской среде. Отсутствие образованности, засилье невежества в обществе, грубость и жадность помещиков и есть основные вопросы, которые освятил Фонвизин в своем творчестве.
Само название комедии говорящее. Недорослями в XVIII веке называли недоучившихся молодых дворян, глуповатых юношей, которые даже не могли поступить на службу или жениться. В современном обществе существительное «недоросль» ассоциируется с Митрофанушкой – главным героем фонвизинской комедии.
Митрофан Простаков – семнадцатилетний подросток, маменькин сынок, неуч, грубиян, лентяй, не уважающий никого, даже собственную матушку. Его реплика: «Не хочу учиться, хочу жениться» выражает его отношение к жизни. Все, что интересует Митрофана – еда, сон, отдых и удовольствия. Он не желает учиться, постигать науки, не умеет считать и не разбирается в элементарных вещах. Но это не мешает ему в жизни. Его мать – госпожа Простакова – старается угодить сыну во всем. Она любит его так сильно, что не замечает его грубости по отношению к себе, не видит его безразличия к ней. Простакова нанимает учителей для Митрофанушки, но они не могут научить его ничему, так как и сами ничего не знают. Их говорящие фамилии – Вральман, Кутейкин, Цыфиркин – придают особый комизм пьесе.
Митрофан не любит своих родителей и не уважает их. Он ни во что не ставит отца, грубит матушке и не ценит всех ее стараний, потому что не знает, что такое благодарность. На вопрос Простаковой, что ему снилось, он отвечает: «Да дрянь всякая: то ты, матушка, то батюшка…»
Сама Простакова и ее брат Скотинин живут по принципам лжи, злости и беззакония. Они очень жестоки, властны, помыкают крестьянами, обманом пытаются женить Софью на Митрофане, а позже и сам Скотинин сватается к Софье. Это событие проводит к раздору в семье. Их невежественность в конце концов не приносит счастья. Не случайно комедию Стародум заключает фразой: «Вот и злонравия достойные плоды».
Проблема образования и сегодня очень актуальна. Ведь только непросвещённые и невежественные люди поддерживают в обществе жестокость и неблагонравие.
Вариант 2
«Недоросль» — комедия, написанная Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм.
В произведении представлены представители дворянского сословия – Простаковы. В их семействе в роли главных невежд выступают госпожа Простакова (жена главы семейства) и ее сын Митрофан, который в свои шестнадцать так ничему полезному и не научился. И дело совсем не в том, что он не способен учиться, а в том, что так уж он воспитан.
Характер, как правило, формируется в семье, но не всегда под влиянием сразу положительной и отрицательной сторон. Митрофан перенял от матери жадность, невежество, грубость по отношению к другим. Понятное дело, что какие-то ценности и не могли его волновать.
Простакова и не скрывала, что нанимала учителей сыну не из собственной тяги к образованию, а лишь из-за того, что так приказал Петр 1, да и потому, что это было способом «пробиться в свет». Она переживала, что сын «перетрудится», а в итоге просто продолжала безостановочно баловать, вырастив лентяя и грубияна.
Но и у учителей было знаний недостаточно, чтобы качественно обучать Митрофана, да и смысл собственного дела они видели лишь в получении платы за работу. Поэтому они никогда не принуждали мальчика учиться, позволяя ему бросать одно дело и переходить к другому. Время шло, а Митрофан так ничему и не научился…
Фонвизин в своем произведении прямо говорит о том, что качественное образование связано не только с самим фактом обучения и объемом подаваемой информации, но и с желанием человека перенимать знания, при этом еще и самостоятельно анализируя. Митрофан же не желает быть умным, ведь в приоритете у него хорошая еда и отдых.
Но ключевой остается проблема воспитания, ведь именно оно влияет на становление личности в первую очередь. Отец сыном не занимался, а отсюда следует то, что главный «учитель» Митрофана – его мать, уроки которой он перенял очень уж хорошо, полностью возненавидев обучение. А это, как известно, способствует развитию настоящего тирана, а не нравственного и благородного человека.
На примере семьи Простаковых представлена очень распространенная проблема дворянства того времени. Да, люди обучались, но лишь для создания вида того, что они образованные, а на деле же не знали и самых элементарных вещей. Именно это и отражает всеобщее невежество дворянского сословия того времени, что явно заставляет задуматься о его лживой красоте и стройности.
Сочинение на тему Проблема воспитания и образования в комедии Недоросль