Так называемую галерею помещиков Николай Васильевич Гоголь начинает с помещика Манилова. Именно к нему главный герой едет в первую очередь. Читатель сразу отмечает вычурность манер и слащавость речи этого человека, хотя внешне он достаточно привлекателен. Смысл всей жизни Манилова – фантастические мечты. Ему нравится лежать на диване или сидеть в покосившейся беседке, мечтая о подземном ходе. Его совершенно не волнуют крестьяне, страдающие от беспечности этого помещика. Манилов льстец, с его слов все в городе «прелюбезнейшие». Как оказалось, образ Манилова настолько типичен для того времени, что возникло понятие маниловщины.Следующей в галерее перед читателем предстает Коробочка. Ее жизнь – это вечное накопительство. Она скупа и даже тупа, так как Чичикову приходится потратить и время, и нервы, чтобы добиться от нее продажи мертвых крестьян. Этот образ тоже оказался типичным для русских помещиков тех времен.Ноздрев – заядлый картежник и пьяница, скандалист и кутила – называет себя другом Чичикова. Вспыльчивый, хвастливый, этот помещик беспорядочен по своему характеру, что отображает даже его жилище. В доме творится в каком-то роде хаос, сам хозяин держит у себя настоящего волчонка, а в конюшне еще и козла. Ноздрев поначалу отказывается продать Чичикову крестьян, а после играет с ним в шашки на мертвые души. Конечно, не обходится без жульничества со стороны хозяина. Чичикова, который возмущен этим, спасает от расправы Ноздрева только визит капитана-исправника.Собакевич предстает перед читателями огромным, неуклюжим помещиком, грубым и неотесанным. В нем тоже виден накопитель, как и в Коробочке. Он крайне нелестно отзывается о горожанах, зато расхваливает своих крестьян. Он на удивление спокойно относится к просьбе Чичикова купить у него крестьян. Сам Собакевич показан этаким властелином над крестьянами.Последний помещик – Плюшкин. Если в лице Манилова читатель видит процесс праздной жизни, то Плюшкин – ее результат. Этот помещик чрезвычайно богат, у него больше тысячи душ, однако живет он в ветхом жилище, одетый подобно нищему. В душе он тоже накопитель, и эта черта привела его к утрате реального восприятия вещей. Он готов беречь (и тем самым портить) продукты, лишь бы не тратить их. И читатель, изучая описание его грязной комнаты, видит перед собой духовную смерть человека – то, к чему медленно, но верно идут остальные помещики.
Вариант 2
Из названия поэмы «Мёртвые души» ясно, что основная тема касается нравственного разложения. Ведь «мёртвыми» названы не покойные крестьяне, а души помещиков, для которых не осталось ничего святого. Чичиков посещает пятерых из них, и при каждом новом визите видит всё большую степень нравственного разложения.
Первым чиновника принимает в своём доме Манилов, который уверен: он очень образованный и достойный человек. Однако в глаза читателя бросается, казалось бы, незначительная деталь: закладка в его книге уже много лет остаётся на одной и той же странице. В Маниловке процветает беззаконие: барина обворовывают его же крестьяне, но он не обращает на это внимания. Манилов – не злодей, он никому не причиняет вреда, но с ним не о чем разговаривать, он очень ленив и большую часть времени сидит с сигаретой, погрузившись в пустые мечты. Он приятный и обаятельный мужчина, чувствительный и уступчивый, но бездеятельный, медлительный, как и все в его поместье.
Следом за ним Чичиков посещает Коробочку. Это скупая, расчётливая женщина, которую не волнует ничего, кроме цен. Её дом застыл во времени, совершенно не изменившись с войны. Стены украшены портретами военных, всюду порядок. Коробочка неплохо управляется с поместьем и немногочисленными крепостными, однако она её скупость не обоснована. Она бесцельно копит деньги и отличается подозрительностью. Выдающего ума вдова не имеет, но успешно торгует качественными товарами, которые производят крестьяне.
Третий визит Чичиков наносит Ноздреву. Из всех представленных в произведении помещиков он единственный является очень активным, но его энергия ни во что не преобразуется: он сеет разрушения и не обращает внимания на своих крестьян и детей, большую часть времени посвящая собакам, развлечениям и алкоголю.
Предпоследний из описанных помещиков – Собакевич. Он груб, циничен и небрежен. Он обманывает покупателей и настолько нравственно низок, что даже внешне напоминает животное: медведя. Помимо лица и фигуры его роднят с этим зверем сила, здоровье и неуклюжесть. Он любит свою семью и много ест, часто грубит окружающим.
Плюшкин оказывается последним помещиком в романе. Это одинокий и скупой человек, который позволяет своим подопечным умирать от голода, пока в его амбарах сгнивает зерно. Он не тратит деньги даже на себя, носит старые тряпки, ест сухари и копит всё, что может: начиная деньгами и заканчивая мусором.
Из диалогов Чичикова с героями очевидно, что Н.В.Гоголь подразумевал в названии именно мёртвые души ничтожных помещиков, погрязших в различных человеческих грехах и оттого лишившихся всего хорошего и «живого», что есть у подчинённых им крестьян.
Образы помещиков в поэме Мертвые души
Гоголь, этот отличный писатель, очень хорошо описал и показал всю настоящую сущность всех богатых людей, в основном – помещиков. Особенно ярко выражено это в его поэме «Мертвые души». Именно в этом произведении Гоголя, явственно видно, на что только не способны люди, ради легкого богатства. Помещики в то время девятнадцатого столетия в России играли весьма немаловажную роль в жизни крестьян и общества вообще. Сколько людей пострадало из-за неважных прихотей этих, как ни странно, малограмотны людей.
Помещики в поэме Гоголя показаны со всей наготой их нравов – настоящих, а не лицемерных. Помещики – это люди, которые наживались на простых и бедных людях, ради своей выгоды. Для крестьян — это было как рабство, ведь ни денег, ни земли они не получали, только пинки да упреки, если не хуже. Помещики – были главой крепацтва, так что они становятся от этого еще хуже.
В поэме Гоголя «Мертвые души» показано, как один помещик решил сделать свое богатство еще большим, а потому стал использовать даже мертвых людей, а вернее – их имя и возраст, якобы они существуют на самом деле, и находятся у него в крепацтва, то есть на службе у него на поместье. Никто из ревизоров и вообще, не мог бы знать, живы те люди или нет – но зато помещик получал за это неимоверную выгоду.
Гоголь показывает, насколько могут быть ничтожными люди, и не важно – помещики они или нет. В этом произведении помещики решили нажиться даже на мертвых душах людей, которые уже ушли из мира сего. Но даже их не оставили в покое, даже тут решили почерпнуть какую-то для себя выгоду.
Именно потому Гоголь не мог спокойно спать, пока не показал настоящую сущность всех помещиков, которые являются не настоящими богатыми людьми, а такими, которые наживаются на все, чем только можно.