Ни для кого не станет открытием, что политическая ситуация очень влияет на литературу и поэзию. Поэтому, когда в 1956 году прозвучал доклад Хрущева, поэзии был дан зеленый свет. А еще в этот период отечественным читателям приоткрылась дверь в западную литературу. В самом Союзе впервые начали выпускаться множество литературных журналов, где молодые поэты могли заявить о себе. К тому же, открылись литературные кафе, в которых читались авторами собственные стихи. Именно в 60-х годах было издано самое большое количество поэтических сборников. А этот период стал настоящим рассветом поэтической лирики.
Условно творчество поэтов-шестидесятников делят на «громкую» и «тихую» лирику. То есть, были поэты, которые постоянно заявляли о себе со сцен разных площадок громкими стихами на резкие для общественности темы. Таких культурных деятелей называли громкими. Но оставались те, кто говорил лишь спокойными темами о любви, дружбе, при этом их имена тоже оставались на слуху.
Самыми яркими поэтами 60-х гг. XX века в отечественном поэтическом пространстве стали Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Н. Рубцов, В. Высоцкий и другие.
В данный период многие поэты вернулись к творчеству загадочно погибшего С. Есенина. Ведь раньше было запрещено открыто говорить о стихах этого человека. А теперь последователями в творчестве стало много поэтов. Среди них был и Н. Рубцов, который предпочитал тихий романтизм, а не громкие лозунги. При жизни этот поэт не получил такой славы как «громкие шестидесятники». Но его душевная лирика пришлась по вкусу позже.
Темы не слишком популярной в 60-е гг. любви, дружбы предпочитала молодая Б. Ахмадулина. Но она нашла своего читателя. Ведь эти чувства присущи человеку в любое время. Позже стихи Ахмадулиной прозвучали в фильмах Э. Рязанова «Служебный роман», «Ирония судьбы».
Настоящими «трибунными» поэтами времени стали Р. Рождественский, Е. Евтушенко. Они писали свои стихи на острые социальные темы и не боялись открыто о них говорить. Эти поэты собирали полные залы на своих творческих встречах. Тиражи их книг выпускались тысячами, а их лица были знакомы очень многим гражданам. Среди этих представителей пера нужно отметить И. Бродского, который был удостоен Нобелевской премией.
Отдельное место в когорте «громких» поэтов занял В. Высоцких. Он предпочитал петь свои стихи в песнях. Впервые открыто под гитару были затронуты темы пьянства, тюремных, уличных проблем. Этот «блатной цикл» создавал впечатление, что автор много лет провел за решеткой. Но это было не так. Позже Высоцкий эволюционировал к философской лирике.
Такие разные поэты, такие разные способы показать свои творения публике. Но всех объединяло то, что впервые они могли открыто, свободно, без страха писать на любые темы, будь то тюрьма или любовь.