Обломов – человек, который привык приспосабливаться к действительности наиболее удобным способом, он не проявляет стараний как таковых, он всю жизнь живет, как говорится, на готовом. Даже, когда он вдохновляется Ильинской, то его усилия во многом кажутся только фарсом. Да, терновый куст в чем-то символ пробудившегося в этом человеке преобразователя.
Тем не менее, подобные потуги напоминают мне частые истории многих современных людей, в том числе и подростков, которые учатся в школе. Многие из них решают заняться собой, основываясь тоже зачастую на каком-то стимуле, пропаганде ЗОЖ или побуждениях половых гормонов. Они меняют досуг за компьютером на тренажерный зал, будто бы превращаясь в человека, но, по сути, остаются прежними.
Речь ведь не о том, чтобы выполнить какие-либо формальные действия, а про внутренние преобразования, которые нужны в характере. Тут, кстати, мне также вспоминается история Радиона Раскольникова, который пошел вообще на самые крайние действия, а в итоге понял, что ничего в его характере не преобразовано, да и сам он остался как прежде и более того погубил себя. Также и этот куст у Обломова, он только внешний, но в характере никаких преобразований.
Поэтому герой Гончарова и выбирает наиболее удобный и выгодный для него вариант. Как ни странно, но Ольга для него не выгодна, так как заставляет работать над чем-то действительно серьезным, она является тем человеком, который способен преобразовать характер и она не дает простой, «домашней» любви, которую предлагает Пшеницына. Ильинская дает любовь поэтическую, такую, которая не рождается, а создается, над которой нужно непрестанно работать, и за которой нужно трепетать, как за цветком.
Способен ли на такое Обломов? Видимо, не способен, он способен ломать кусты и заводить новые привычки, но только внешние. Штольц тоже на такое не способен, но он просто является более выдержанным человеком, который просто будет стараться действовать в каждой ситуации прочно и надежно и поэтому является отличным фоном для Ильинской, а для Обломова будет фоном Пшеницына, точнее, опорой, как его любимый диван.
Обломов на самом деле не выбирает Пшеницыну, он выбирает не выбирать и в этом тоже выбор, а в таком варианте ему судьбой уготована только Агафья. Ильинская – его возможность, полет души, но Обломов склоняется к слабости собственной туши и в этой домашне-диванной уютной тиши будет слушать собственный туш.