В своей поэме «Мцыри» Михаил Лермонтов показал свой идеал свободолюбивого человека, который жизни своей не мыслил в неволе. Все мысли, стремления и действия главного героя произведения были направлены на одно – вырваться из ненавистных ему монастырских стен и, хоть не на долго, но почувствовать себя свободным.
В произведении рассказана трагическая судьба грузинского мальчика. Когда Мцыри был еще ребенком, его против воли вырвали из родных мест — взяли в плен, и увезли далеко от дома. По дороге мальчик заболел. Поэтому его пришлось оставить в придорожном монастыре, в котором он и вынужден был проводить свои годы.
Мальчик рос странным и нелюдимым. Им всегда руководила одна мечта – о воле. Для него монастырская жизнь казалась невыносимой. Ведь он родился в свободном горном крае и видел раньше совсем другую жизнь: вольную, полную и опасностей, и возможностей – всего, о чем только мог мечтать свободолюбивый человек. Он очень тосковал по той жизни, и все годы, проведенные им в монастыре, он лелеял в душе мечту о воле.
Монастырь для Мцыри был подобен тюрьме, в которую большинство людей заключали себя добровольно, отказываясь от благ свободы. Они отказались и от полноты жизни, которую нельзя ощутить, живя в страхе и покорности.
Все это юноша ненавидел. И вот, когда представилась возможность, он бежал из монастыря. Он совершил этот поступок в надежде найти дорогу туда, где он прожил самые счастливые свои годы – к дому. Но даже поняв, что ему не добраться туда, Мцыри все равно ощущает себя на воле счастливым. Он говорит об этом старцу после того, как был найден раненым и возвращен в монастырь.
В предсмертном монологе героя звучат и горечь тоски по воле, и упреки за то, что монахи приютили его. Он бы, будь на то его воля, с радостью променял свою жизнь на ту, что осталась за монастырскими стенами. А дни, проведенные в побеге, остались для него самыми счастливыми.
В поэме представлен человек, не желающий мириться даже с вынужденными обстоятельствами. Но, поняв свое бессилие против них, он не видит смысла в дальнейшей своем существовании. Его побег из монастыря – это попытка приближения к своей мечте, свободе, за которые Мцыри готов отдать всю жизнь.
Почему убежал Мцыри?
В своей предсмертной исповеди юноша рассказывает, что томило его все эти годы, и что хотел он совершить. Жизнь в монастыре ничем не отличалась от плена. Его душа была скована, он ощущал себя рабом, неспособным на самовыражение. Он вспоминает отца, сестер.
Ему хочется вернуться домой, где он был счастлив, слиться с природой, стать опять свободным. На пути к его свободе встал барс. Мцыри не отступил, не побежал. Боролись два сильных существа, каждый жаждал свободы. Мцыри сам превратился в зверя.
Я пламенел, визжал, как он:Как будто сам я был рожденВ семействе барсов и волков…
Беглец победил, но получил страшные раны от когтей своего соперника. Он умирает с печалью и радостью. Его мечта не осуществилась: он не вернулся в родные места, не вдохнул свободный воздух родины.
Его бунтарский дух ищет выхода даже в смерти. На смертном ложе Мцыри видит выход. Свою свободу он обретет в раю, где никто не будет над ним властен.
Мцыри был прототипом старца, которого встретил Лермонтов. Но какая разная судьба. Старец всю свою жизнь провел в неволе, был рабом и телесно и душевно. Мцыри всего три дня был свободным и умер счастливым человеком.
Поэма «Мцыри» учит быть решительными в своих поступках и никогда не отступать от намеченной цели. Лучше быть свободным всего три дня, чем рабом всю жизнь.
Находясь в ссылке на Кавказе, М.Ю. Лермонтов много путешествовал по окрестностям. Однажды проезжая мимо монастыря он встретил старца, который рассказал ему о своей горькой судьбе. Маленьким ребенком он попал в плен. Долго печалился о своей родине, но потом так и остался на чужбине, втянулся в унылую и однообразную жизнь.
Лермонтов давно вынашивал идею написания произведения с таким содержанием. Так появилась на свет поэма «Мцыри». Повествование в поэме ведется от первого лица, главного героя произведения.
Боевой генерал оставляет монахам больного измученного иноверца, лет шести. Мальчик был дикий, отказывался принимать пищу, ни с кем не разговаривал, и только «смотрел, вздыхая на восток…». Мцыри, так его назвали в монастыре, вырос, превратился в красивого статного юношу, но все также он оставался наедине с собой. В ночь, когда Мцыри нужно принять монашеский обет, он исчезает. Почему? Ведь здесь его вылечили, дали приют, определили его дальнейшую судьбу. Мцыри не было три дня. Находят его в степи, изможденного и смертельно раненого, «и близок стал его конец».
Вариант 3
Мцыри – романтический герой одной из известных одноимённых поэм Лермонтова Михаила Юрьевича. Главный герой почти всю свою жизнь прожил в монастыре, будучи оставленным там отцом из-за болезни. В конце произведения он умер, однако перед смертью успел повидать и прочувствовать очень многое. Он влюбился, сразился с барсом и просто почувствовал себя счастливым, сбежав из монастыря. Но зачем он, человек, привыкший к монастырской жизни, бежал оттуда?
Романтик по натуре, Мцыри, как и все герои этого направления, очень тянулся к свободе. Конечно, он привык к жизни в заточении, но это была внешняя привычка. В душе юноша всегда чувствовал потребность в воле, как и любой свободолюбивый человек. Романтические герои всегда были тонко чувствующими натурами, готовыми на всё ради того, чтобы вырваться из оков заточения. Он – яркая, независимая ни от чего и не от кого личность, индивидуалист, которым, как известно, очень тесно быть под чьим-то влиянием. Помимо этого, Мцыри к побегу подталкивал ещё и дух, жажда приключений. Он не только стремился на свободу, но и хотел почувствовать что-то новое, до сих пор неизведанное. В монастыре всё было чересчур скучно и обыденно, а там, далеко-далеко, раскрывался простор для тела, для души и для фантазии.
Юноша очень хотел увидеть свой дом. За годы проживания в монастыре он соскучился по кавказским горам, по любимому краю. Это чувство тоски по дому знакомо всем, кто когда-либо покидал своё уютное родное гнездо. Природа – любимая тема романтиков. Им легче жить в окружении уюта и природы. Мцыри готов был на всё, лишь бы дойти, добежать до дома. К сожалению, его мечте так и не получилось сбыться.
Мцыри был одинок, его как бы бросили в «мир» монастыря, в котором его душу, по сути, ничего не держало. Он понимал, что там, за пределами монастыря, есть и те, кто его любит, и то, что он любит – это как люди, так и природа, так и свобода.
Мцыри бежал из монастыря не необдуманно. Он понимал, что его стены давят, уничтожают в нём свободную личность, именно поэтому решил бороться с этим, как истинный романтик, свобода для которого всегда стояла на первом месте. На исповеди перед смертью юноша сказал, что лучше три дня пожить на свободе, дыша полной грудью, и умереть, чем всю жизнь томиться в комфортном монастыре. Эти слова, пожалуй, лучше всего описывают не только смысл побега Мцыри, но и жизненную позицию всех свободолюбивых людей.