Пейзаж в Грозе Островского сочинение

С момента написания пьесы всеми любителями литературы было признано, что пейзаж в произведении является не только способом описать локацию в которых проходит действие, но и уникальным художественным средством, позволяющим дополнительно обозначить философию персонажей, задать фон повествованию.

Посмотрим на самое начало, на оглавление: пьеса называется «Гроза». Это уже наталкивает на мысль, что мощное природное явление занимает не последнее место для построения сюжета. Гроза – это предвестник чего-то очень яркого и неожиданного, способного встрясти серые будни.
Гроза – перелом, гроза – символ перемен, зачастую не в лучшую сторону, гроза – раскол между противоборствующими сторонами.
Еще один яркий художественный маркер произведения – Волга. Величественно несет она свои воды в Каспийское море. Кажется, что ничто не может потревожить ее вековое молчание. А какие виды открываются с ее берегов?  Все это так не соответствует городку Калинову, гордо стоящему на берегу великой реки. Он погряз в мелких дрязгах и поместных провинциальных конфликтах.
Лишь некоторые могут соответствовать пейзажу, окружающему город.

Кулигин – персонаж с тонкой духовной организацией, ценящий красоту в мелочах. Как истинный естествоиспытатель, он понимает, что без осознания важности природы человек ничего не стоит.
Катерина – девушка высокой морали, чье умение любить жарко и страстно сложно оспорить. Ей некомфортно в мирской суете. Ей до глубины души противны жадность, алчность, склочность. Она тоже непостижима и своенравна, как и сама природа. Девушка искренне не понимает, почему жители города увязли в пустой суете. Ей хочется большой воды, хочется на волю. Они настоящие волжские дети. Им не место в «затхлой атмосфере» города. Кабаниха, в свою очередь, считает, что если природу нельзя подчинить, то она абсолютно бесполезна.
Сложно сказать: природа ли так влияет на душевные муки или сами герои заставляют терзаться? Но вполне ясно, что эмоциональные переломы, важные события в жизни героев и природные явления связаны. Например, как гроза стало прибытие Тихона или же весть об измене Катерины, была сопровождена мощнейшим грозовым разрядом.
Таким образом, нельзя игнорировать факт того, что полностью понять смысл произведения можно только благодаря образу пейзажа.
Вариант 2
Интересно, что обычно в пьесе, вообще, сложно говорить о роли пейзажа. То есть тут явно не будет описаний природы на две страницы. Обычно вид сцены (пейзаж) обозначен кратко в самом начале действий перед диалогами. Сцена такая-то и такая-то! Или ещё пейзаж представлен в речи персонажей, они могут возмущаться или восхищаться, обсуждать что-то из увиденного.
С другой стороны, когда пьеса ставится, декорации имеют огромное значение. Не зря над ними серьезно работают специальные художники театра. Декорации создают атмосферу, они могут отражать происходящее на сцене или работать на контраст. В «Грозе», скорей, вся работа пейзажа на контрасте. Ведь показана прекрасная волжская природа, но люди тут, в основном, морально уродливы. В принципе, не думаю, что та же Кабаниха замечает красоту природы.
А вот Кулигин признается, что не налюбовался красотой местной природы, хотя каждый день ей восхищается. (В реальности все мои знакомые, кто был на Волге, тоже говорят, что виды просто необыкновенные!) Про тут самую грозу этот герой говорит, как про что-то живое и темное, что подбирается к городу. 
И Катерина восхищается пейзажем. Она говорит о них более образно и подробно. Например, она видит в солнечном луче, в пылинках ангелов. У неё красота природы будто вызывает подъем религиозных чувств, от восхищения она начинает молиться, плакать слезами счастья. Грозы Катерина боится как наказания за любовь к Борису.
Кстати, жители Калинова боятся грозы, так как суеверно считают, что она послана им в наказание за их грехи, которых, на самом деле, много. Понятно, что новость о самоубийстве тоже прогремит, как гроза над этим несчастным городом. Показное спокойствие, чинность с прогулками по главной улице хотя бы на недолгий срок пропали в городе. Слишком много плохого скрывается под внешней, как говорится, благопристойностью.  
И ещё гроза в сознании Катерины. Она страдает от своей греховной любви, мечется. Тут гроза создаёт напряжение в атмосфере. Тучи сгущаются и в небе, и в душе главной героини.  
В общем, в этой пьесе пейзаж имеет огромное значение. Думаю, что даже большее значение, чем во многих других пьесах. Где нужно, создаёт контраст, где нужно, усиливает события, как б подчеркивает их значимость. Хорошо образно представлять эту волжскую красоту, надвигающуюся мощную грозу. По крайней мере, мне это очень помогло при чтении этой пьесы.

Оцените статью
Smart-pixel.ru