Творение Фонвизина не развлекательное, а скорее, поучительное. Оно показывает, насколько разительными могут быть пробелы в воспитании людей, которые, казалось бы, в силу своего происхождения, рождены, чтобы двигать вперед историю и менять этот мир. Учитывая, что дворяне с детства впитывают атмосферу безнравственности, то творить дела на благо Родины впоследствии им очень сложно. Они многого не понимают и воспевают вседозволенность, возможность которой осознают с малых лет.
Без сомнения, самодостаточность портит людей. Возможно, в иных условиях Митрофанушка мог быть вырасти ответственным и смышленым парнем. Но, на самом деле, ему нет нужды о чем-то задумываться. Он ленив, развращен, не желает учиться. Мало того, перед его глазами очень много пагубных примеров. А дурное отчего-то всегда запоминается легче, чем хорошее.
Удивительно, но даже трем педагогам не удается взрастить в мальчике хоть какие-то основы «разумного, доброго, вечного». Мало того, Вральман советует «не отягощать дитятю», соответственно, ко всему прочему, к барину существуют и поблажки. Как бы от излишнего напряжения от учебы ему плохо не стало! Ну, как тут можно вырасти приличным человеком?
Митрофан не ставит в грош учителей. Он может оскорбить их безнаказанно, встать и уйти из-за скамьи, не дожидаясь уведомления преподавателя о том, что на сегодня занятия окончены. И, несмотря, что он «учится» уже четыре года, видно, что ничто в его мировосприятии не изменилось, если новые знания «из-под палки» и появились, то он никогда не станет пользоваться ими. Ведь главное – не только получить знания, но и осознать их нужность для самого себя, научиться их применять на практике.
Впрочем, учителя-то у Митрофана тоже «так себе». Тот же Кутейкин, на самом деле, не окончил семинарию. Что же касается Вральмана, он бывший кучер, но все уважают его, потому, что он немец. А если иностранец – то, в понимании дворян, человек неглупый, образованный, интеллектуальный.
И только Цыфиркин похож на хорошего педагода. Он честный, прямолинейный, ответственный. Мало того, он не берет плату. Поскольку считает, что он ничему не научил глупого Митрофанушку, а, следовательно, и деньги за уроки брать – кощунство.
Драматург показывает, что залог счастливого будущего и поднятия общества с колен – это правильное воспитание тех, кто занимает высшую прослойку общества. Ведь неучение крестьян можно стерпеть, от них в этом мире мало что зависит. А вот когда невежда управляет группой людей или даже страной – это катастрофа.
Эх, если бы Фонвизин только знал, что подобных Митрофанушек будут еще тысячи, и что даже через тысячи лет ситуация не изменится.
Вариант 2
Так как произведение было написано по основным канонам классицизма, можно отметить, что здесь было соблюдено правило происхождения всех событий в течение одного дня и одного и того же места. Все действия разворачиваются в усадебном помещении Простаковой. На примерах Правдина, Стародума, Вральмана и Скотинина, можно отметить, что также в произведении наблюдается прием «говорящих фамилий». Помещики со своим произволом отображены крайне ярко и реалистично. Например, образ Простаковой изображен так, что она представлена эгоистичной особой, которая думает лишь о собственных нуждах и интересах. В своем собственном имении, она имеет абсолютную власть, причем как над своими крепостными, так и над супругом, которого она то и дело норовит оскорбить и унизить.
В своей жизни она имеет глубокую привязанность и любовь к собственному сыну, которого она растит таким же корыстным и эгоистичным, как она сама. Она говорит сыну о том, что в первую очередь он должен думать о том, как заработать как можно больше денег, и что Митрофанушке не следует ни с кем делиться своим добром. Также, в произведении присутствуют и положительные герои, например, Стародум, Милон, Правдин и другие. Они показаны с абсолютно другой точки зрения автором, нежели корыстные и эгоистичные помещики. Они являются образованными, культурными и добрыми людьми, которые заботятся о ближних, и помогают людям в непростых ситуациях.
Для Стародума, который является патриотом своей страны, крайне важным является служба Родине, и он также против такого понятия, как рабство, так как убежден в том, что рабами называют обычных людей, которые вынуждены нести тяжелую службу людям, что не ценят и не уважают их. Все положительные герои хотели настоящих перемен для своей страны, и они делали все возможное для реализации этой цели.