Отцы и дети в романе Преступление и наказание Достоевского

Тема отцов и детей раскрыта в романе Федора Михайловича Достоевского косвенно, поскольку автор уделил больше внимания раскрытию других, более важных для него тем, однако данное произведении не завоевало бы всемирную популярность и не было бы известно в каждом уголке нашей планеты, если бы не было таким всеобъемлющим и многогранным.

Наиболее отчётливо тема отцов и детей прослеживается на примере двух главных героев – Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Несмотря на то, что отца Родиона уже нет на этом свете, он все равно появляется в сюжете и более того, оказывает важное влияние на него. Для того, чтобы «воскресить» отца Раскольникова, Достоевский вводит его в сон Родиона. Во сне отец ведет Родиона за руку (что само по себе уже является некоторым символизмом, поскольку данный жест с древних времен ассоциируется с наставничеством и терпеливым воспитанием, передачей мудрости) по кладбище. Более того, отец ведет сына в старую, некогда любимую Родионом, кладбищенскую церковь, что как бы говорит нам о том, что отец ведет сына к Богу. На этом пути перед нами предстают жуткие картины, символизирующие собой греховность окружающего мира, всю грязь, жестокость и пошлость, которая будет неизменно «переманивать» и заставлять сойти с пути праведных людей. Однако тут же раскрывается и бессилие Раскольникова-отца – на пути к церкви он не вмешивается ни во что, несмотря на уговоры Родиона не пытается остановить убийство лошади.

Таким образом, отец Раскольникова предстаёт перед нами носителем добра, а его сын, лишенный поддержки отца (в реальном мире вследствие его смерти, в мире снов – вследствие простого бессилия), заблудшим и одиноким, пытающимся заполнить эту пустоту теорией о «тварях дрожащих и право имеющих, мыслями о сильном и волевом Наполеоне.
Но так же, помимо отсутствия отца и бессилия вследствие этого сына может быть иная ситуация, когда бессилие отца заставляет его ребенка становится не по возрасту сильным, отказываться от своего счастья и фактически приводит к самопожертвованию. Именно такая ситуация и произошла в семействе Мармеладовых. Отец семейства, вследствие больших неудач (главным образом увольнения с работы) приобрел алкогольную зависимость и фактически перестал быть полноценным человеком, сбежав от трудностей и бедности в мир алкогольного дурмана. дабы хоть немного обеспечить семью его дочери Соне пришлось пойти по пути «желтого билета», навсегда перечеркнув надежды на счастливое будущее. Однако, неожиданно для нас, Достоевский строит такую картину, в которой, вопреки нашим ожиданиям, наличие «плохого» отца для ребенка  намного лучше, чем его отсутствие в принципе. Так – безотцовщина Родион приходит к безумию и убийству, а несчастная Соня – к Богу и настоящей любви к своей семье, т.е. идеалам, которые близки самому Федору Михайловичу.

Оцените статью
Smart-pixel.ru