Особенности композиции в комедии Ревизор Гоголя сочинение

Обычная на первый взгляд комедия «Ревизор» при ее подробном анализе оказывается новаторским произведением Николая Васильевича Гоголя. Своей необычной работой, написанной для театральной сцены, он вносит изменения во многие аспекты написания сатирических произведений.

В комедии, которая не всегда несет в себе сатирический жанр, полностью отсутствуют положительные герои, а обманувший всех главный персонаж успешно избегает заслуженной кары. Да и отрицательным Хлестакова назвать сложно. Он является скорее жертвой обстоятельств, собственной глупости и страхов высокопоставленных чиновников уездного городка.
В пьесе полностью изменена композиция. Она является нехарактерной для произведений того времени. Действия комедии начинаются с завязки, давая тем самым толчок к развитию сюжета. Автор сразу погружает зрителя в вихрь лиц и событий, которые происходят в доме городничего. Все начинается с фразы «…к нам едет ревизор…». На лицах присутствующих там людей отражается удивление и ужас. Затем диалоги и реплики героев описывают общую ситуацию, происходящую в городе до приезда проверяющего. Этот момент можно назвать вводной экспозицией, которая знакомит читателя со всеми героями и ситуацией в целом, объясняя манеры поведения и страхи городских чиновников. Такое расположение частей композиции объясняется желанием автора сначала показать причину страха и общего конфликта произведения, а затем внести ясность в появление таких чувств.

В кульминационную часть комедии вошла сцена нарастающего вранья лже-ревизора. Но такие действия для него не были специально запланированы. Сначала он кажется славным малым, принимая взятки как в долг. Но постоянное внимание к его персоне провоцирует молодого человека все больше придумывать о себе факты и истории. Ему нравится проявленное внимание со стороны окружающий, а своими сказками он добивается его все больше и больше. Со временем и взятки становятся для него чем-то разумеющимся, и он уже не ждет их, а нагло выпрашивает.
Развязка пьесы, как и завязка наступает неожиданно. Всплывает письмо Хлестакова, которое он написал своему другу. Его приносит городской почтмейстер, которому городничий дал указ читать все приходящие и уходящие письма. Казалось бы, что это конец пьесы, но далее происходит еще одно действие. В комнате появляется жандарм, который сообщает о прибытии настоящего ревизора, вводя тем самым чиновников в ступор. Комедия заканчивается на немой сцене, показывая потрясение всех персонажей. Последняя сцена заканчивается той же фразой, которой начинается произведение.
Вариант 2
«Ревизор» Гоголя во всех смыслах удивительная и особенная комедия. Она необычна и когда речь идёт о композиции. Конечно, многое казалось необычным в ту эпоху, а теперь всё уже кажется нормальным, привычным. Никого уже ничем не удивить.
Например, современники нашли очень странным такое «резкое» начало комедии. Никаких тебе объяснений, что за ситуация, герои. Сразу бросается речь о ревизоре каком-то. (А когда это происходит в зрительном зале, то кажется, будто весть эту сообщают зрителям в театре. Мол, сейчас приедет театральный ревизор, станет всех проверять! Можно и испугаться… Но это и хорошо – сопричастность.)  
И всё дальше начинает развиваться из-за страха чиновников, все паникуют, стараются «следы замести». То есть никаких прямо особенных событий нет – война не начинается, урагана нет.
И ведь забавно, что Хлестаков как главный герой и не является злодеем. Сами чиновники навязывают ему «почетную» роль, от которой ему сложно отказаться в его положении. Будто бы чиновники воюют с ветряными мельницами, получается. И всё это происходит в их мирке, ведь персонажей не так уж много. У каждого свой практически карикатурный характер, «говорящая» фамилия. Вообще, даже фон – быт города весьма убогий. Всюду сплетни, глупость, суеверия.
Высшей точкой сюжета можно назвать мечту городничего. То есть он уже видит себя в Петербурге, богатым и значительным. Он будто ощущает неограниченную власть над людишками. А зритель и читатель ведь понимают ,что всё это обман и глупости! 
Важно, что в этой сатире нет особого места любви. Обычно без любовной интриги не обходится спектакль, а тут сама «любовь» дочки городничего к Хлестакову – комедия.
Ещё интересно, что композиция будто закручена в кольцо. В финале опять же весть о ревизоре, но уже настоящем. И ставшая классикой немая сцена! И ведь не просто все замирают, а в позах, отражающих их эмоции. Кроме того, сцена эта должна длиться по замыслу Гоголя пару минут. (Лишь бы зрители не уходили в гардероб, пока актеры стараются позой показать отчаяние.)
Интересно, что с появлением «Ревизора» возмутился один харьковский драматург, который раньше ещё создал подобную комедию. Видно ,время пришло для таких произведений!
Рассуждение
“Ревизор” — новаторская комедия Н.В.Гоголя. Наряду с нетрадиционным для того времени сюжетом, посторожённом на политически-бытовом анекдоте, а не на любовной интриге, произведение отличает необычный композиционный строй. 
Комедия начинается с представления действующих лиц, что требует жанр, выбранный писателем. Затем идет замечание автора относительно характеров и костюмов героев пьесы. Зачином комедии является известие о приезде в город ревизора. Городничий собирает у себя чиновников, чтобы сообщить “пренеприятное” известие. Одно лишь слово сказанное начальником города говорит о многом, как читателям, так и бюрократам. Чиновники не только не рады приезду ревизора, но и неприятно обеспокоены по этому поводу. Из дальнейшего диалога становится понятны страх и смятение властей: в городе процветают взяточничество, воровство, беззаконие. Экспозиция, которая обычно предшествует завязке, в комедии Гоголя уступает место развитию сюжета. Таким образом, писатель сначала показывает страх чиновников по причине внезапной проверки, а уже потом описывает ситуацию, сложившуюся в уездном городке.
Далее действие начинает развиваться по законам комедийного жанра: Бобчинский и Добчинский сообщают городничему, что в гостинице уже вторую неделю живет чиновник из Петербурга. Власти навещают Хлестакова и по нелепой случайности принимают его за ревизора. Молодой пройдоха сначала не понимает повышенный к нему интерес со стороны бюрократов. Когда же Хлестаков осознает, что его ошибочно принимают за высокопоставленно лицо из столицы, то решает воспользоваться ситуацией. Герой без стеснения берет взятки, дает пустые обещания, а ложь его достигает фантастических масштабов. Кульминацией сюжета становится сватовство Хлестакова к дочери городничего: такой выгодный союз осчастливил семью Скозника-Дмухоновского.
Хлестаков своевременно покидает город, безнаказанно обворовав чиновников. Действие сюжета движется к развязке: почтмейстер находит письмо молодого пройдохи, из которого становится ясно, что простой “елистратишка” не был ревизором. Кажется, что письмо Хлестакова и есть развязка пьесы: чиновники города несут заслуженное наказание за свои действия. Однако настоящим финалом становится немая сцена, следующая за объявлением жандарма о приезде настоящего ревизора. Действия комедии движутся по кругу. Произведение и начинается, и заканчивается “пренеприятным” известием. Писатель оставляет недосказанность, позволяя читателю самому додумать судьбу чиновников. Возможно, им удастся откупить от нового ревизора или заслуженное наказание все же настигнет их. А может быть приехавший чиновник из Петербурга и не является проверяющим? Эти вопросы остаются открытыми: Гоголь не дает на них ответов.

Оцените статью
Smart-pixel.ru