Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» — удачное сочетание и переплетение прозы и лирики. Описание природы, переживаний героев и жестоких сражений передают основную идею произведения, которая заключается в любви русских людей к своей Родине. Природа – это не просто пейзаж, а живой персонаж, действующее лицо произведения, отражающее духовные переживания героев повести.
Во второй главе читатель встречает описание украинской степи. Старый козак отправляется в Запорожскую Сечь, едет он в сопровождении своих сыновей. Мысли, не покидающие головы героев, формируют образ каждого персонажа. Так Тарас вспоминает об ушедшей молодости, давних товарищах, живы ли они, его старший сын, добрый и прямодушный Остап, занят воспоминаниями о прощании с матерью (слезы женщины глубоко тронули его), а вот юный Андрий думает о прекрасной полячке, которую встретил когда-то в Киеве, да и видел то ее всего три раза. По описанию мыслей читатель сразу понимает характер каждого героя.
Представшая пред глазами степь заставляет забыть героев беспокоившие их мысли, «сердца их встрепенулись, как птицы». Великая могущественная природа находит отклик в душе каждого героя, настолько отличающихся друг от друга.
Автор искусно и живописно прописывает каждую деталь пейзажа. Степи вольные, степи широкие отождествляются с независимым с силой, волей и характером запорожцев. Каждый цветок, каждый листик дышат необъятным простором и свободой. Однако, герои не могут главенствовать над природой, это степь позволяет им находиться радом с ней, позволяет любить себя.
Первозданная природа, которой не касался плуг, а лишь топтали копыта лошадей полностью поглотила героев повести. Пред нашими глазами предстает запорожская степь, такая сказочно красивая и такая необычайно разная днем и вечером. Дневная степь — это зелено-золотой океан, украшенный миллионом красок и оттенков всевозможных цветов, вечером степь меняет свой облик, одеваясь в золотой наряд. Воздух, наполненный днем пением птиц, тоже меняет свой музыкальный наряд – сверчки, кузнечики исполняют свое ночное соло. Гоголь настолько живописно описывает вечернюю степь, что кажется, чувствуешь запах благовоний и сомнений не остается — степь живая!
Чувствуется, что, описывая степь, автор вложил не только свой талант, но и душу.
Вариант 2
Степь представляет собой, если возможно так выразиться, естественное пространство обитания казаков. Речь идет не только о фактическом пребывании в степи, как известно, и Тарас Бульба и многие остальные казаки, если не были в Сечи, то имели собственные хутора. Речь идет о созвучии самого степного пространства душе казака, вольный простор, который насыщен красотой – именно таково внешнее отражение внутреннего мира казака.
Гоголь описывает степь чутко и с любовью, подобно тому, как пишут о красоте девы. Хотя, ведь красота никогда не меняется, и мы видим только разные формы одного содержания, выражаются ли они через привлекательное лицо или безграничный простор степных трав.
Условно Гоголь разделяет описание степи на две части: дневную и ночную. В самой степи непрерывно скачут казаки, которые и любуются всей этой красотой, они являются и частью степи и созерцающими. Они естественным образом дополняют данное пространство, так как являются его исконной частью.
Отличительными чертами степи являются: простор и отсутствие леса, только высокая трава, в которой обитает огромное количество разнообразной живности; девственность, то есть непаханность, в степи бывают только кони и другие животные, но никогда не бывал плуг; благовонность и красота, днем степь светится яркой изумрудностью и оглашается пением самых разнообразных птиц, а под вечер начинает источать приятное благовонное марево от различных трав. Таким образом, степь представляет собой удивительное пространство, в котором красота выражается в самых разных формах. Данное пространство не затронуто простым трудом, оно свободно от обыденности и всего подобного.
Интересным является довольно частое упоминание автором птиц, которые обитают в степи. Такое упоминание тем интереснее, если учитывать зачин этой части произведения, в котором (в зачине) души казаков сравниваются с птицами, которые встрепенулись после пробуждения и сбросили с себя смутные ощущения и сонливость. Вероятно, тут птицы во многом выступают как символ свободы и как отражение казачьего духа и бытия самих казаков, которые бороздят пространство степи, когда птицы бороздят пространство небес.
Вернемся к сравнению описания степи с описанием красивой девушки. В одном из начальных абзацев Гоголь будто захлебывается немного в собственном расхваливании и смаковании красот степи и просто восклицает: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!». Такой простодушный возглас в действительности подчеркивает сколь велика красота степи, которую даже трудно описать словами, а если и описывать, то никаких слов не хватит.
Сочинение Описание степи в повести Тарас Бульба
Изображение в произведении степной запорожской равнины является способом применения писателем художественного приема, заключающегося в представлении природного начала в качестве живого организма, включенного в сюжетную линию повести, а также несущего существенную фоновую смысловую нагрузку.
Описание степного пространства изображается писателем в виде пейзажа-настроения в сочетании с реалистичными оговорками, отличающимся богатыми, яркими красочными зарисовками. Писатель демонстрирует визуализированную текстовую нагрузку, позволяющую вообразить описываемую природные картины, которые чередуются между собой, сменяя акцентную структуру при помощи удивительного звукового мелодичного сопровождения.
Каждая черта изображенного пейзажа описывается автором с мастерской чувственностью и тонкостью, акцентируя красотой словесных выражений, олицетворяя в виде степного образа символа родной свободной земли и вольного простора. При этом автором применяются различные художественные приемы в виде гипербол, метафор, сравнений, эпитетов и живописных олицетворений.
Образ степи используется писателем не только в виде дневного описания природных красот, но и в виде степной равнины на фоне вечернего солнечного заката, передавая внутреннее настроение персонажей произведения, отражая жизненное движение и изменение эмоционального состояния героев. При этом персонажи повести гармонично сливаются с природным пейзажем, принимающим их с любовью и откровенной преданностью, составляя вместе с другими степными обитателями целостное единство. Тем самым писатель подчеркивает истинность народных характеров персонажей, которые искренне любят свою отчизну и способны на ее защиту, даже ценой своей жизни.
Писатель использует в описании степной природы необычайную лиричность, проявляющуюся не только в изображении пейзажа степи, но и сочетающуюся с введением в текст повести образов степных животных, тонко демонстрирующих красочную силу и свободный характер степного пространства.
Легкость и прозрачность мелодичного художественного литературного языка писателя придают природному образу степи невероятную чувственность и неповторимость, раскрывая необъятный простор равнины, рождающей храбрых, сильных запорожцев, обладающих мужественными характерами и огромной жизненной волей.