Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя (Жилище Вырина)

Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя (Жилище Вырина)

Описание жилища Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель» встречается дважды. Рассказчику два раза довелось побывать в доме, где жил герой с дочкой. Он провёл там, не один час, потому смог его хорошенько рассмотреть и запомнить всю обстановку.
Первый раз это случилось в мае 1816 года. В дороге рассказчик промок под проливным дождём. Добравшись до станции, он поспешил переодеться и заказал горячего чаю. Пока смотритель переписывал подорожную, он рассматривал его небогатую обитель. Она была скромной, но чистой и опрятной. Везде чувствовалась женская рука дочери Самсона – красавицы и умницы Дуни. На подоконниках стояли цветочные горшки, в которых рос бальзамин. Кровать украшали пёстрые занавесочки. Разные другие милые предметы делали комнатку уютной. Хозяйскую часть прикрывала от той, где принимали путешественников, перегородка.

Однако особое внимание привлекали к себе картинки, висевшие на стенах комнатки. Все вместе они представляли собой историю евангельской притчи о блудном сыне. На первой изображался пожилой мужчина, благословляющий молодого человека и дающий ему мешок с деньгами. На второй картинке была ярко передана развратная жизнь юноши вдали от родной земли: веселье, пьянки, ложные друзья и бесстыжие женщины. На третьей – тот же юноша, но уже не в красивом наряде, а в рубище и треуголке. Он пас свиней и кушал то же, что и они. Лицо его выражало раскаяние и глубокую печаль. Наконец, на последней картине художник нарисовал возвращение блудного сына: старик почтенных лет выбегает встречать юношу, а тот падает перед ним на колени. Под каждой картинкой имелись неплохие стихи на немецком языке.

Второй же раз на станцию, где занимал должность станционного смотрителя Самсон Вырин, обстоятельства привели рассказчика через несколько лет. На стенах помещения висели те же картинки. Нехитрая мебель (то есть стол и кровать) находилась на прежних местах. Однако эту обитель уже нельзя было назвать смиренной и опрятной. С окон исчезли цветы. Все обветшало и выглядело как-то небрежно. Да и сам хозяин спал не под одеялом, а под тулупом.
С тех пор, как дочь Дуня, на которой держался весь дом, уехала с офицером, Вырин сильно изменился и пристрастился к водке, чтобы заглушить душевную боль. Очень постарел и сгорбился. Его мало что уже интересовало. Жизнь ему казалась бессмысленной, поэтому за домом он совершенно не следил.
Вариант 2
В повести «Станционный смотритель» смиреной обителью рассказчик назвал жилище Самсона Вырина. Её описание важно для восприятия смысла произведения. Особенно символичны в обители персонажи картин из истории жизни блудного сына, которые украшали её стены и сразу бросались в глаза посетителям.
На первой из них изображён отец, который провожает своего сына с мешком денег в путь из родного дома. На следующей картине юноша пирует в обществе своих друзей и непорядочных женщин. Далее – он в бедной одежде и грустный, промотав уже всё состояние, пасёт свиней. Итогом приключений сына является возвращение домой к отцу. Раскаявшись в своём неправильном поведении, он стоит перед ним на коленях, а отец  радуется встречи с сыном.
Вся обстановка в жилище смотрителя была простой и скромной. Комнату оживляли кровать с пёстрой занавеской и горшки с бальзаминами. Всё в доме дышало чистотой и уютом, во всём чувствовалась женская рука.
Как выяснилось позже, у Самсона не было жены, он давно овдовел. Всем хозяйством в доме занималась его проворная четырнадцатилетняя дочь Дуняша — красавица и умница.  Она не только следила за порядком в обители, но и помогала  отцу принимать   постояльцев, готовила еду и ухаживала за всеми. Благодаря очаровательной Дуняши, гости с удовольствием посещали гостеприимную обитель Вырина.
Через несколько лет обстоятельства вновь привели рассказчика в дом станционного смотрителя. Те же самые картинки украшали стены обители; небогатые предметы мебели стояли на  прежних местах, но с окон исчезли цветы. Всё говорило о бедности и запущенности жилища. От чистоты и уюта не осталось и следа. Таким же неухоженным  выглядел и хозяин обители. Он очень постарел: его давно небритое лицо было изборождено  глубокими морщинами, а спина сгорбилась. Жизнь Самсона потеряла смысл из-за невесёлых событий,  которые с ним произошли.  Его прекрасная Дуняша почти повторила судьбу блудного сына, изображённого на картинках обители. Несколько лет назад она тайно от отца сбежала из дома с проезжим гусаром. Дуняша променяла скромное жилище на роскошные апартаменты в Петербурге и забыла о  существовании бедного родителя.
Позже рассказчик узнал, что Самсон, в отличие от персонажа на картинках, так и не дождался возвращения в родную обитель своей любимой ненаглядной дочери. Он умер от горя, тоски и одиночества. Дуня всё-таки приехала к отцу с покаянием, но было уже поздно.
Таким образом, картинки с библейским сюжетом на стенах обители не случайны. Они являются напоминанием всем неблагодарным детям  о своих родителях.
Сочинение Жилище Вырина (дом)
Жилище станционного смотрителя Вырина предстает перед нами как смиренная, но опрятная обитель. В ней чувствуется присутствие женской руки. Ведь уют в жилище был создан Дуней – дочкой станционного смотрителя. Она сама и стол накрывала, и самовар ставила. Символами бережного ухода служат в обители цветочные горшки с комнатными растениями и пестрая занавеска, которая простую кровать отделяла от всего остального помещения. Однако, люди здесь живут очень скромно, даже немного бедно.
Особое внимание привлекают висящие в доме картины, которые написаны на темы библейских сюжетов. На одной из них изображено прощание отца с сыном, на другой – пиршество, на котором сын развлекается, на третьей – уже повзрослевший, но разорившийся отпрыск пасет свиней, чтобы хоть как – то заработать еду, а на четвертой – встреча сына с отцом. Понятно, что сюжет этих картин описывает библейскую историю о блудном сыне. Возможно, рассказчик это задумал с той целью, чтобы провести аналогию древней истории с историей, описанной в повести.
Как мне кажется, что эти картины в этом доме не должны были находиться. Ведь девочка на них ежедневно смотрела, и, возможно, именно сюжет картин непроизвольно подтолкнул Дуню к побегу от своего отца. Да и отец после того, как сбежала дочь, глядя на свои картины, все ждал ее возвращения, ее раскаяния. И, скорее всего, ему становилось легче от таких мыслей. Картины в повести сыграли некую побуждающую к определенным действиям роль.
При повторной встрече рассказчика с хозяином жилища обитель предстает такой же постаревшей, как и он сам. Вырин описывается как усталый, небритый и морщинистый. Раз уж ему и за собой не хотелось ухаживать, то о цветах в горшках тем более заботиться он не желал. Неряхой он, конечно, не был. Просто не было у него стимула для того, чтобы и себя и дом содержать в достойном виде. Ведь гости в его доме были очень редко, да и те незваные.
Я считаю, что именно присутствующие в жилище картины сыграли немаловажную роль в поступке Дуни. Они должны были указать ей на то, что не стоит делать в своей жизни и предостеречь от необдуманного поступка. Но, к сожалению, подсознание молодой девушки сработало иначе, тем самым приведя к печальным последствиям.

Оцените статью
Smart-pixel.ru