Образ русского дворянства в романе Война и мир Толстого сочинение

Разделение общества на богатых и бедных, на высший и низший класс было почти всегда. В произведении «Война и мир» образ дворянства достаточно ярок, он словно переливается насыщенными красками, источает лоск и элегантность.
Однако за красивой оболочкой скрывается множество несовершенств и пороков. Представители высшего света паразитируют на простом люде. Их лживость и лицемерие можно прекрасно  пронаблюдать на приеме у Анны Павловны Шерер.

Стоит заметить, что «светлые умы» России съезжаются туда вовсе не для того, чтобы своими диспутами повлиять на сложившуюся в стране, ситуацию, а чтобы покрасоваться и показать себя.
Этим напыщенным франтам и пафосным дамам абсолютно безразличны политика Европы и завоевания Наполеона. Главное для них – их личное благосостояние и хорошее самочувствие. Приемы для них – отличный способ показать себя в подобающем кругу. Ведь это может быть полезно.
Допустим, князь Василий  хочет выбить место  на службе своему нерадивому сыну. А Анна Друбецкая переходит в этом вопросе к более активным действиям – она буквально умоляет князя, чтобы он пристроил ее отпрыска.

Истинных чувств среди знати нет.  Эти люди просто – напросто не проявляют их. А если и проявляют – то только для вида, не показывая истинное лицо и образ мыслей.
Мало того, владелица дома даже нервничает, когда слышит оживленные беседы. Ведь ей не нужно, чтобы люди обсуждали реальные проблемы. Главное – беседа «обо всем и ни о чем», беседа ради беседы, ради того, чтобы показать престиж и изысканные манеры.
Представляя себе эту картину, читатель невольно понимает Болконского, сбежавшего на войну.
Однако не все люди высшего света одинаковы. Существует и более искренняя и менее честолюбивая молодежь. Правда, их искренность направлена не совсем в то русло, в которое следовало бы.
Молодые повесы не стесняются желаний – но их желания низменны: единственное, что интересует юношей – расточительство родительских денег и получение  удовольствий. Они рады тому, что родились в «правильных» семьях и им не требуется гнуть спину ради грошей и куска хлеба. Они не хотят учиться и заниматься саморазвитием.  Им не нужно ничего, кроме праздного существования.
Кстати, достаточно обидно, что под их влияние порой попадают и честные, порядочные молодые люди. Конечно же,  таких, как Пьер Безухов – меньшинство, но они существуют.
Достаточно обидно, что знать, которая могла бы способствовать прогрессу государства, деградирует и разлагается.
К слову, Толстому прекрасно удается воссоздать эту атмосферу, ведь было время, когда он сам вращался в подобных кругах – и в процессе чтения невольно становятся понятны мотивы графа, отрекшегося от светской жизни в пользу аскетичного существования в  деревне.
Кстати, данные образы до сих пор  имеют параллель с реальностью – разница лишь в нарядах, суть высокомерного и пустого «высшего общества» остается прежней.
Сочинение 2
Создавая огромное полотно, показывающее исторические события, происходившие в Российской империи в начале 19 века, Толстой использовал множество исторических документов, личных писем и дневников и других источников. На основе реально существовавших родов и семей была создана огромная и проработанная система персонажей, переплетенных между собой родовыми и дружескими связями. Почти все основные персонажи романа – представители дворянства, а значит дворянство – наиболее проработанный автором класс.
Образ всего класс можно увидеть через образ отдельных персонажей. Первыми представителями дворян, описанными в романе, являются представители прогрессивного «салонного» дворянства — Анна Павловна Шерер и Элен Курагина, которые имеют собственные салоны, в которых в 19 веке обсуждались политика, философия, искусство, однако в салонах уже упомянутых женщин обсуждались и распространялись в основном свежие сплетни.
Так же в романе присутствуют представители бюрократии – чиновники-дворне, находящиеся на гражданской службе. Они явно взывают неприязнь у автора, поскольку описываются как презирающие народ и презираемые народом. Неприятен, судя по описанию, даже «верховный чиновник» — император Александр 1, поскольку в романе он описан как двуличный человек.
Однако, представители поместного дворянства описаны с большей симпатией. Они представлены семьями Ростовых и Болконских. Болконские – представители древнего, «столбового» дворянства. Они верны традиционным ценностям, консервативны в политических взглядах, патриотичны и осознают долг перед родиной, готовы верно служить своему Отечеству. Даже тщеславная Андрея Болконского тяга к воинской славе в начале произведения, после Аустерлицкого боя сменяется сначала пустотой и поиском истинного смысла жизни, а затем чистой и искренней любовью к Наташе Ростовой.
И тут стоит перейти к Ростовым. Наиболее важным персонажем, принадлежащем к этому семейству, является Наташа. Она чувственна, искренняя, эмоциональна, она живет эмоциями и переживаниями, а не разумом, и именно эти качества помогают ей точно чувствовать людей, сопереживать им и самоотверженно помогать. но именно эти качества и вредят ей (особенно стоит выделить её любовную линию с Анатолем Курагиным, которому она доверяла и который предал её).
Наблюдая за описанным Толстым дворянством 19 века, видя его пороки и лучшие его черты, стоит выделить Пьера Безухова, который так же является дворянином, и, по совместительству, любимым персонажем автора. Он предстаёт перед нами полным, немного неуклюжим юношей. Он искренен и честен, он, так же как и Андрей Болконский находится в поиске смыла жизни, и в конце концов, приходит к истине, которая близка философии самого Толстого. Именно подобный финал, который определил автор для героя, раскрывает его симпатию к Пьеру.
Подытожив, образ дворянства в романе «Война и мир» довольно пестрый и неравномерный – к дворянству относятся как лживые светские аристократы, забывшие родной язык и говорящие исключительно по-французски (по мнению многих литературоведов, именно так Толстой помечал «нелюбимых» персонажей), так и представители старых родов, верные традиционным ценностям долга и чести.

Оцените статью
Smart-pixel.ru