Творчество, Александра Сергеевича Пушкина, описывает Петербург, как город красоты и свободы. Александр относится к нему с любовью, восторгом, и как в нем сокрыт целый мир.
К описанию города подходит и его отрицательная сторона. Для обывателя он становиться враждебным, в нем может ожесточиться и очерстветь сердце человека. Отзывается о нем писатель, как город мил, пышен, как столица величественна, но и в тоже время, как она бедна, лжива и мертва. И хранит в себе фантастическую натуру. Необыкновенные узоры, высоченные здания, площади, парки, так и манят своей магией красоты. Постоянные маскарады, набережные, балы, шумные модные вечеринки, клубы так и высасывают и заглушают настоящее значение жизни людей. Это все является иллюзией, которая словно пелена упала на глаза. Здесь жили его близкие ему люди, которые в, последствии стали главным творением в своих произведениях. Город являлся неким проводником вдохновения для писателей, которые посвящали многие стихи столице.
Для писателя Питер оказался «городом надежд» и «городом разочарований». Богаты и властные граждане, имеют высокий статус, отличные квартиры, прекрасные шинели. Этот образ показывает золотую сторону города. А маленькие людишки, которые просто хотят спокойной жизни, без всякой погони за счастьем попадают всегда в грязные и лживые руки, болота этого города засасывают их жизни. Как и описал Пушкин в произведении: «Шинель». Поэт провел почти треть своей жизни в этом безразличным, падающие надежды, властном городе. Дорогая жизнь протекает в нем без следа, что потом можно жалеть об упущенном моменте в жизни людей, которые словно оказались в ловушки полного величия.
Много позволений было обещано Александру Николаевичу, даже цензура в произведениях, но сильно обильная опека со стороны царя, душила писателя тем, что он должен был докладывать власти за каждый свой шаг. Даже обычные переписки со своей женой он с неохотой отдавал на почту, зная, что их распечатывают по несколько раз.
Его произведения сами за себя уже говорят о Петербурге, о его власти, господства, обширности и продвижения в перед. Город так и манил писателя даже после разочарования в нем. Он показывает настоящую проблему и восхищения о Петра творенье в своем творчестве. На примере двух произведений: «Медный всадник» в романе в стихах «Евгений Онегин», город мы видим с двух сторон.