Повесть Гоголя «Шинель» была написана в 1841 году, а спустя несколько лет произведение было опубликовано в третьем томе собрания сочинений Николая Васильевича. Зачастую автор подробно описывал в своих трудах Петербург, и эта повесть не стала исключением. «Культурная столица» представлена в произведении в виде одного из действующих лиц, со своим особым характером.
Читая повесть, в воображении четко предстает образ города. Гоголь собрал воедино множество деталей, изображающих Петербург таким, какой он есть на самом деле: суровый климат, леденящий ветер с Невы и Финского залива, роскошный центр и нищие подворотни. Николай Васильевич создает образ столицы из контрастов, помогающих понять, почему Петербург становится одним из главных героев произведения, наравне с Акакием Акакиевичем Башмачкиным. Именно на фоне серого, сурового Петербурга жизнь и судьба этого маленького человека выглядит еще трагичнее.
Николай Васильевич уделяет большое внимание описанию «черных парадных», «бледно-желтых домов» и «едких запахов петербургских подворотней». Многие, ныне живущие, представляют себе «Питер» ярким, вечно молодым городом. Но для Акакия Акакиевича Петербург был отталкивающим и неприятным. Здесь автор проецирует собственное мнение о первых годах пребывания столицы. Нескончаемые потоки лжи и лицемерия обрушиваются на канцелярского работника Башмачкина. Он не принимал городских благ, но и не замечал собственной бедности. Благодаря новой шинели, ожидание которой стало для него смыслом жизни, Акакий Акакиевич смог разглядеть и другой Петербург.
Новая шинель – это новый взгляд на столицу, на собственное окружение. Петербург резко превратился в светлый город, с прекрасной архитектурой и «добрыми» людьми. Но повествование дает понять, что эта перемена лишь отражение эмоционального состояния Башмачкина. Настоящий «Питер» остается таким же тоскливым и серым.
Между описанием столичных жителей и рассказами о грязных улицах Петербурга можно провести параллель: дома и люди в этом городе серые. Гоголь утверждает, что именно мрачность столицы виновата в бедах его обитателей, в том числе и Акакия Акакиевича. Даже болезнь главного героя развивается из-за серости и сырости городских улиц, город навевает душевную депрессию.
Гоголь, один из немногих, смог разглядеть внутренний мир Петербурга. Именно в «Шинели» этот образ дает понять, что в этом городе, маленькие, ничего не значащие люди, исчезают бесследно.
Вариант 2
Сам по себе Петербург уже давно является, в любых произведениях нашей классики важнейшим образом и историческим наследием, когда бы и кем бы он ни был описан. Будь то Пушкин, Достоевский, Гоголь и многие другие классики.
Образ северной столицы всегда предстает как духовный и природный, живой образ, как личность со своим характером и нравом.
Он всегда величественен, неповторим своим изяществом и красотой. Но, как и любой другой город, Петербург, впрочем, как и любой образ человека многолик, и имеет оборотную сторону, совсем не такую красочную и парадную, где царит мрак, грязь и холод.
Петербург по-разному относится к тем или иным людям. К одним он благосклонен, в других вселяет страх. Он способен влиять на судьбы людей.
Так, и в повести Гоголя «Шинель» Петербург предстает перед нами самостоятельной личностью. И этот видно по описанию самого города улиц, дворцовых башен, домов, а также и через образы и поведение главных героев.
К примеру, унылый Башмачкин идет по таким же унылым и грязным лицам, запах квартир и домов не блещут ароматами цветов и свежестью, впрочем, как и жильцы в этих квартирах, повсюду вонючие кабаки и трактиры со специфическим смрадом.
Повсюду серые, черные и желтые цвета, которыми пестрит Петербург, этот величественный город – город «униженных и оскорбленных». И как тонко подмечено Гоголем петербургский климат особенно влияет на внешность, здоровье и судьбу людей.
Так описана внешность Башмачкина сер и ничтожен, он рыжеват, подслеповат, рябоват и имеет нездоровый цвет лица.
А мороз северной столицы, с мелкими подробностями описан автором. Он «враг» для всех жителей города. Как бы высмеивая Гоголь пишет, – Особенно он безжалостен не только к мелким чиновникам и к людям, занимающим высшие должности. И самое главное мороз является двигателем к определенным действиям.
Испорченный капот из-за мороза, заставил его хозяина купить тулуп-шинель, который все ни как не мог решиться на эту покупку. По воле злого рока, угнетающей вокруг атмосферы, злого мороза, который стал не по нраву еще кому-то, шинель крадут, а Акакий Акакиевич простужается и заболевает.
Показать уличную жизнь в серых и темных красках не являлось главной задачей автора. Для него город и для высших господ и для простого мелкого люда.
Суровый образ Петербурга служит отражением сущности как его самого, так и отражением его обитателей, холодности людских сердец, их равнодушие.
Петербург в повести Шинель
Образ окружающей героев среды зачастую оказывает решающее влияние на восприятие читателем атмосферы произведения. Так, описание Н.В.Гоголем Петербурга в повести «Шинель» является важной деталью для передачи настроения его главного героя, Акакия Акакиевича Башмачкина.
Писатель уделяет образу Петербурга большое значение. Так, уже в самом начале произведения перед нами предстают преимущественное серые, жёлтые и чёрные оттенки. Печальные дома с лестницами, которые пропахли «спиртуозным запахом, который ест глаза». Подобная атмосфера усугубляется пресловутым «петербуржским климатом», который Н.В.Гоголь объявляет виноватым в прогрессирующей болезни Башмачкина. Уныние холодного города сказывается и на его жителях. В первую очередь, на таких же «маленьких людях», как сам Башмачкин. Прохудившуюся шинель необходимо заменить новой, что выступает большим препятствием для чиновника, ведь он, отказывая себе во многом, всё же не может позволить себе больших затрат. В нашедших на Петербург морозах автор словно иллюстрирует холод и пустоту, царящие в души каждого человека в городе в эту пору года.
Башмачкин оказывается волевым человеком, а потому со временем ему удаётся накопить на шинель. Вновь приобретённая героем шинель становится поводом для того, чтобы позволить себе праздник и посетить именины коллеги. Петербург предстаёт перед нами уже другим: чиновник любуется давно забытыми нарядами состоятельных горожан, красивой архитектурой столицы, витринами богатых магазинов. Но и это положительное впечатление о городе остаётся в памяти Башмачкина ненадолго. Тем же вечером герой возвращается к себе домой. Н.В.Гоголь описывает плохо освещенные, пустынные улицы города, вновь не предвещающие герою ничего хорошего. Автор словно готовит нас к предстоящему преступлению, что и происходит с Акакием Акакиевичем. Ещё недавно любимый им праздничный и яркий Петербург после кражи шинели снова кажется Башмачкину враждебным, неприветливым. Равнодушный к его проблеме часовой кажется таким же холодным, как и весь зимний город. Герой в отчаянии — в отчаянии и Петербург.
Таким образом, при помощи подробного описания города Н.В.Гоголь передаёт читателю внутреннее состояние героя. Мы делаем вывод, что место, в котором человек проводит свою жизнь, оказывает огромное влияние на его самочувствие и характер, что ярко проиллюстрировано на примере Акакия Акакиевича Башмачкина, из-за суровости климата и обитателей Петербурга потерявшего самое драгоценное, что у него было.