Образ мечтателя, однажды появившись в творчестве Достоевского, остался там навсегда. Он стал своего рода символом и отличительной чертой произведений Федора Сергеевича.
Наиболее ярко этот образ проявляется в романе «Белые ночи». Главному герою даже не требуется имени, он просто Мечтатель. В его жизни мало действительных событий, его почти ничего не связывает с реальностью. Свою настоящую, полную жизнь он проживает в своей голове.
В своем воображении он волен делать все, чего душе угодно. Здороваться и сочувствовать незнакомым людям, которых он изо дня в день встречает на улицах города. Они о его существовании не догадываются, но для героя эти прохожие хорошие друзья. Он симпатизирует не только людям, но и неодушевленным вещам. Например, домам. Они одним своим величественным видом вызывают у молодого человека восхищение и уважение.
При этом герой не выглядит жалким или потерянным. Наоборот, в его сердце скрыт огромный потенциал. Он по-настоящему свободен. Его особый взгляд на вещи, недоступный простым обывателям, позволяет сочинять целые романы, никогда не перенося их в реальность, влюбиться в незнакомку, нарисовав ей идеальный образ.
В своих душевных порывах мечтатель благороден. Он желает спасти несчастную девушку от гнета реальности, по ошибке приписав ей сходные с его характером черты. И даже жестоко ошибившись в человеке, герой сохраняет свой уникальный внутренний мир. Он всегда может придумать себе новое занятие, новый образ, который он полюбит.
Современному читателю образ мечтателя может показаться жалким и патетичным. Ведь если не вдаваться в подробности он просто бездельничает целыми днями. В его жизни ровным счетом ничего не происходит, но он и не стремится к этому. А свой единственный шанс на близкую связь с другим человеком он бездарно теряет. И даже не пытается вернуть сбежавшую возлюбленную.
Этот грубый циничный взгляд на образ мечтателя не способен отметить главного. Мечтатель – полная противоположность обыденности. Его ценности отличны от ценностей окружающих. И мерить его по критериям, принятым в обществе, глупо. В сущности его жизнь намного ярче судеб людей, привязанных к реальности.
Большое значение в образе мечтателя играет и место его проживания. Недаром героя часто называют «петербуржским мечтателем». Именно этот город, по мнению писателя, способен стать колыбелью незаурядных умов и сердец. Красота и очарование Петербурга способы разбудить в человеке лучшие чувства. Именно на его улицах будет комфортно подобному персонажу. Его появление в любом другом городе даже представить трудно.
Образ мечтателя крепко связан с романтизмом. Даже сам роман называется сентиментальным, ведь это качество присуще главному герою. Писатель с большой нежностью относится к своему персонажу. И даже помещая того в неприятную ситуацию, он уверен, что мечтатель останется верным себе и извлечет правильный урок. Он словно уговаривает читателя растить мечтателя внутри себя, а не запирать его в темном уголке своей души.
2 вариант
Образ мечтателя пытались изобразить разные поэты и писатели. Достоевский не стал исключением. В своих произведениях он изобразил своих мечтателей, полных противоречий и терзаний.
Наиболее яркий образ мечтателя появляется на страницах романа «Белые ночи». Главный герой — молодой человек, погруженный в мир собственных грез. Его автор так и называет — Мечтатель. Он смотрит на мир сквозь призму собственных фантазий. Ему не нужна реальность в том понимании, каком привыкли использовать ее другие. Он только берет из нее образы и сам наделяет их нужными качествами. Мечтатель нечем не занят, кроме своих фантазий. При этом он не кажется несчастным, наоборот, вполне довольным жизнью. Даже когда теряет любовь.
С практической точки зрения Мечтателя можно назвать простым лентяем, который боится посмотреть правде в глаза и жить нормальной жизнью. С другой — он и не нуждается в обычной жизни. Его полностью все устраивает. И хотя он кажется странноватым, его можно назвать вполне счастливым человеком, который смотрит на мир иначе и чувствует себя комфортно.
Другим мечтателем можно назвать Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Он тоже погружен в свои фантазии. Вот только в отличие от другого героя Раскольников бежит от реальности, потому что она ему опротивела. Однако мечты его не доводят до добра. Погрузившись в мир грез, он совершает преступление, которое, в конечном счете, стало разъедать ему душу. Взяв тяжкое бремя, Раскольников мучается, и уже никакой мир фантазий не может его отвлечь от реальности совершенного деяния. Мечты довели его до греха. В отличие от Мечтателя у Раскольникова наблюдается психическое расстройство, которое и довело его до странных идей, которые он решил реализовать. Но, в конце концов, он раскаивается и находит спасение в Боге. В каком-то смысле, это тоже можно назвать уходом от реальности, но он приносит ему пользу.
У Достоевского практически нет простых персонажей, поэтому и мечтатели получились весьма амбивалентными. Однако один не несет угрозу обществу, а второй погружается в сверхценные идеи, которые доводят его до убийства. Оба героя уходят от действительности, потому что не могут стать частью своего окружения. Они находят утешение в мире фантазий, где видят себя сильными и могущественными. В любом случае, оба мечтателя со стороны кажутся несчастными потому, что им не хватает силы воли что-то изменить не только в своем окружении, но и в своих взглядах на мир. Они его видят только с одной стороны — тёмной, тогда как в нем есть и светлые краски. Эта ограниченность мышления и доводит их до того, что они погружаются в себя и не могут ощутить полноту жизни.
11 класс