Основным персонажем произведения является молодая цыганская девушка по имени Земфира, кочующая с табором цыган.
Поэт представляет героиню в образе черноокой, веселой, свободолюбивой женщины, привыкшей к жизни кочевников, отличающейся страстностью, легкомысленностью, ветреностью и беспечностью. Девушка существует в бедности, не имея богатой одежды и драгоценностей.
Девушка живет в таборе вместе со старым отцом, поскольку мать Земфиры находится в бегах с возлюбленным, бросив ребенка сразу же после ее рождения.
Земфира придерживается диких, вольных законов цыганского табора, отличающийся от общепринятых, но при этом обладает робостью и добротой. Повстречав однажды русского юношу Алеко, Земфира вспыхивает к молодому человеку страстным чувством, которое оказывается взаимным. Алеко присоединяется к табору и влюбленные счастливо придерживаются правил кочевой жизни.
Через некоторое время у молодых людей рождается малыш, которого Земфира нежно и трепетно любит. Однако со временем девушка охладевает к своему нареченному мужу, который кажется ей скучным, несмотря на то, что еще недавно преклонялась перед ним, и у нее разгорается новый роман с цыганом их табора. Пара начинает встречаться по ночам, скрываясь от людских глаз и ненавистного Алеко. Муж чувствует резкую перемену Земфиры по отношению к нему, но мучается душевными страданиями мысленно, лишь раз в отчаянии признавшись отцу девушки в своих подозрениях.
В одну из ночей Алеко обнаруживает отсутствие Земфиры и отправляется на ее поиски, разыскав неверную жену, находящуюся в объятиях другого мужчины.
Потеряв от обезумевшей ревности голову, Алеко убивает Земфиру и ее любовника, после чего цыгане выставляют мужчину из своего табора, не желая жить совместно с убийцей. Отчаявшийся молодой человек остается один на один со своим страданием и одиночеством.
В образе девушки поэтом воплощен идеал женщины, стремящейся к безграничной свободе чувства любви, выражающейся в постоянном желании свободно и искренно любить. Земфира изображается автором в качестве цельной натуры, живущей исключительно по чувственным законам, считающей, что это верный и искренний способ обретения счастья в жизни. Описывая героиню, поэт раскрывает одну из проблем общественной жизни того времени, заключающейся в праве женщины на самостоятельное решение вопросов собственной личной жизни.
Сочинение на тему Земфира
Классический образ молодой девушки в русской литературе – скромная и тихая барышня, которая представляет собой своеобразные идеалы преданности, верности, заботы. В поэме Пушкина Цыганы перед нами совершенно иной образ девушки. Земфира молодая и порывистая особа, которая может давать волю своим чувствам и прежде всего ценит свободу.
Как известно, Пушкин некоторое количество времени действительно прожил с цыганами под Кишиневом и написал поэму после этого опыта. Поэтому он мог довольно точно изучить типичные образы цыганских девушек и понять в чем заключаются основные особенности.
Молодая цыганка влюбляется в выходца из другого мира – Алеко. Он пытается сбежать от прежнего мира и обретает покой в объятьях юной красавицы, которая отвечает ему взаимностью, рожает сына, помогает в работе. Казалось бы, семейная идиллия создана и более не о чем мечтать, но перед нами цыганка, а любовь для нее — только шутка.
Тут Пушкин подчеркивает различие между пониманием любви невероятно точно и глубоко. Для цивилизованного мира, из которого Алеко, да и из которого сам Пушкин, идеалами является романтизм байроновского толка и подобное. Там любовь всегда представляет собой смятение чувств, душевные терзания и подобное.
Для мира Земфиры и для нее самой любовь – легкое и приятное чувство, в котором не следует себе отказывать. Если Земфира влюбляется в молодого цыгана и более не пылает страстью к своему супругу, то и не скрывает этого факта от себя и других. Конечно, цыганка вообще не станет терзаться по этому поводу душевными муками и искать какие-то глубокие смыслы в собственных увлечениях и душевных переменах, она просто отправляется в объятья молодого цыгана, в которых фактически и оставляет этот мир от рук ревнивца.
Тем не менее, Земфира не собирается раскаиваться в собственном поступке и даже свою кончину воспринимает легко и свободно. Для этой девушки, наверное, и человеческое существование тоже в какой-то степени – шутка, веселая дорога с песнями и плясками о свободе, радости, которые просто в определенный период завершаются и позволяют оставить этот мир, чтобы обрести максимальную свободу.