Один из главных героев романа — Аркадий Иванович Свидригайлов. Он дворянин примерно лет пятидесяти, спокойный и воспитанный человек. История Свидригайлова весьма интересна: будучи любителем разгульной жизни, он “гулял” по Петербургу до тех пор, пока не женился на Марфе Петровне. Она увезла его в деревню, желая усмирить сладострастие мужа, однако и там наш герой влюбляется в Дуню. Также он использует богатство своей жены, и даже когда она умирает, Свидригайлов тотчас отправляется обратно в Петербург за Дуней.
В Петербурге Аркадий Иванович находит Раскольникова и просит устроить ему свидание с возлюбленной. Видя, что Свидригайлов — порочный, грубый человек, который ценит в жизни только разврат, Родион отказывает ему. Из-за безысходности своего положения Свидригайлов чрезмерно откровенен с Раскольниковым, он даже находит в этом особое удовольствие. По случайности в Петербурге Свидригайлов поселился рядом с Соней Мармеладовой. Он слышал разговор Сони и Раскольникова, когда Родион признался в убийстве старухи-процентщицы. Свидригайлов сообщил Раскольникову, что знает всё, но обещал хранить молчание. После встречи с Родионом Аркадий Иванович заманивает к себе на квартиру Дуню, где она едва не убивает его из револьвера. Поняв, что его любовь обречена, Свидригайлов совершает самоубийство.
В романе Свидригайлов является двойником Раскольникова. Он олицетворяет разврат, похоть и праздность жизни. Но в отличие от Раскольникова Свидригайлов — слабый человек, потому что не может выдержать всех трудностей и выбирает самоубийство. Возможно, что Аркадий Иванович мог бы сойти с пути преступления, если бы его чувства были взаимны, ведь он не раз испытывает угрызения совести и видит призрак Марфы Петровны.
Свидригайлов — обычный человек, который скрывает своих демонов под маской доброжелательности. Он совершает множество грехов, но так и не приходит на путь истинный. Его загадочность и скрытность исчезают в моменты его откровений и “обнажений”, а его демоничность оказывается обычным сладострастием.
XIX век по достоинству назван «Золотым веком» русской литературы. В этот период она достигает небывалых высот и дарит нам многих известных мастеров слова. Один из них – Фёдор Михайлович Достоевский – искушённый препаратор темнейших уголков человеческой души. Он является автором пяти великих романов: «Бедные люди», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание». В последнем из них писатель погружает нас в глубокий внутренний мир героев, в их мысли и переживания.
Вариант 2
В полифоническом романе Достоевского «Преступление и наказание» один из голосов принадлежит герою, в злодействе и низости которого, кажется, нельзя усомниться. Его второстепенная роль тем не менее определяет одну из ведущих линий романа, связанную с мотивом двойничества и воскрешением Раскольникова.
Романная история Свидригайлова полна разного рода отвратительными событиями: шулерство, долговая яма, доведение до самоубийства глухонемой девочки и Филиппа, мучения Марфы Петровны, преследование Дуни, и, наконец, Свидригайлов сам убивает себя.
Герой последовательно и цинично уничтожает свою душу, нисколько не смущаясь своего поведения. Но Достоевский не мог создать просто плоский образ героя-развратителя и только, объемность персонажа становится очевидна, когда он влюбляется в Дуню и становится свидетелем признания Раскольникова в преступлении перед Соней. В его метаниях и попытках измениться нет логики тогда, когда он заявляет Раскольникову, что они «одного поля ягоды», и тогда, когда едва ли не угрожает Дуне, шантажируя ее и пытаясь добиться ее любви.
Но в этих метаниях и странных поступках попытка найти хоть какой-то выход из страшного положения, в котором оказался Свидригайлов, думая, что мук совести он испытывать не может, а оказалось, что это не так, ведь образ — привидение его покойной жены, так много сделавшей для него и безвременно, возможно, по его вине ушедшей, преследует его неотступно.
Описаний внешности Свидригайлова в романе достаточно много, но одна из портретных деталей — много говорящая: его лицо, обрамленное белокурыми слегка поседевшими волосами, алые губы, сверкающие глаза – все это напоминает маску. Именно маска Свидригайлова и есть составляющая его демонической натуры, даже тогда, когда он пытается ее снять, жертвуя деньги Соне и Дуне, например, это ему не удается – столь велико его заблуждение, чтобы избавиться от него единовременно. Но натура Свидригайлова слабая, и демоны внутри него одерживают победу, маска станет личиной, а Свидригайлов навсегда отправиться «в Америку», так он называет свое самоубийство.
Свидригайлова называют двойником Раскольникова, это не случайно. Как в зеркале суждено увидеть Раскольникову, что происходит с человеком, который возомнил себя право имеющим вершить судьбы других людей и распоряжаться их жизнями. В одном из разговоров с Раскольниковым Свидригайлов предполагает, что вечность – это баня с пауками, эти пауки и есть его демоны, его пороки, страсти, с которыми так он и останется, наложив на себя руки и не дав возможности своей душе очиститься от скверны.
Не спасает Свидригайлова любовь к Дуне, потому что через принуждение, а не через смирение и терпение идет он к этой любви, но старые методы не действуют, не обстоятельства нужно менять Свидригайлову, а себя в обстоятельствах. Встреча с пятилетней девочкой перед смертью для героя становится символом безысходности, так как он видит неискупленные страдания ребенка как знак полного несовершенства мира, в котором, по его разумению, ему больше нет места. Эта роковая ошибка героя становится его приговором.
Сочинение на тему Аркадий Свидригайлов
В романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” акцентируется внимание на внутреннюю составляющую героев, а не на их действия. Одним из героев этого произведения является состоятельный дворянин Аркадий Свидригайлов. Он и Лужин являются моральными двойниками главного героя Родиона Раскольникова. Свидригайлов реализует теорию Родиона. Он получает то, что ему захочется, всеми возможными способами. Это приводит его Аркадия к моральному опустошению и переживанию духовной деградации.
Хотя герой и выглядит не на свой возраст, ему около пятидесяти лет. Он невысокого роста, имеет широкие плечи и одевается довольно щегольски. Дополняли образ густые волосы и борода, а голубые глаза дарили холодный взгляд с долей пренебрежения. Для Раскольникова было что-то угрожающее в этом с виду привлекательном образе, ведь Свидригайлов привык осуществлять свои цели любыми способами.
Вокруг фигуры Свидригайлова ходило много разговоров и слухов. Говорили о нем, что он виноват в смерти своей жены, так как сам отравил ее. Приписывали Свидригайлову и то, что довел слугу своего до самоубийства. Даже Дуня, в которую влюблен Аркадий, чувствует опасность, исходящую от этого человека. Сам же Свидригайлов не отрицает того, что делает всё только по собственной воле и желанию. При этом не пытается оправдать своё поведение, как это делают Раскольников и Лужин.
Свидригайлов — это тот образ, каким мог бы стать Раскольников, если бы переступил моральные границы. Аркадий имеет холодную выдержку и не испытывает угрызений совести в отличие от Родиона. Свидригайлова не терзают ни прошлые грехи, ни совершенные недавно преступления.
Схожесть героев первым отмечает Свидригайлов, но есть одно отличие. Для Аркадия Ивановича, который избавился от моральных принципов, равенство добра и зла стало жизненной истиной. В то же время Раскольникова всё это вгоняет в состояние паники. Несмотря на свою жизненную позицию, Свидригайлов совершает большое количество хороших поступков.
Трагическое раздвоение личности героя приводит к тому, что он начинает чувствовать отвращение к жизни и пустоту. Свидригайлов становится предупреждением для Раскольникова, показывает его возможное будущее.