Набоков пишет Лужина гениальны шахматистом, человеком полностью увлеченным своим делом, который во внешнем мире видит только шахматные закономерности и фактически живет только шахматами. Вероятно, автор хотел через этого героя просто попробовать представить как видит мир человек, который в нечто полностью погружен и существенным образом отличается от обывателя.
О чем размышляет простой человек? В повседневности мы думаем о простых делах, тысячи мыслей сменяются. По сути, ничего интересного и масса банальностей.
Лужин в свою очередь полностью занят шахматами и только, он повсюду видит шахматы, наподобие ученого, который размышляет над новой формулой, просчитывает различные варианты, ищет нечто новое. Таков тяжелый труд творца и человека увлеченного.
С другой стороны Набоков с самого начала описывает отстраненность Лужина от остального мира, в котором он чувствовал себя всегда чужим и брошенным. Только в пространстве шахматном, он ощущал себя творцом и властителем. Фактически Лужин не существует во внешнем простом мире, но существует в шахматном и только там проявляется его настоящая личность.
Таким образом, главный герой является гением изначально, так сказать, по рождению. Он изначально не видит ничего интересного в этом мире и, наверное, в некоторой степени над этим миром возвышается.
На самом деле именно внешний мир захлестывает Лужина и губит. Конечно, главный герой уходит сам, но только по причине отсутствия иного выхода из сложившейся ситуации. Оставив шахматы Лужин не смог отыскать нигде более для себя применения, он существовал только для отдельного пространства, даже для отдельного мира и простые земные блага его не особенно волновали.
В этой фигуре прослеживается отрешенность гениев и непонятность гениальных людей другим. Лучше всего такое положение дел видно через Валентинова, который относится к своему подопечному предельно цинично и, хотя и видит гениальность, не вдается в суть этой гениальности. Валентинов просто смотрит на Лужина и пользуется как чем-то интересным и удивительным, величие таланта Лужина, ему, по сути, безразлично, равно как всему остальному миру.