Образ и характеристика Графини Ростовой в романе Война и мир Толстого

Графиня Ростова не является центральной фигурой в романе, однако ее присутствие придает нужные оттенки ее детям, главным героям. Как Наташа Ростова воплотила в себе идеал женской красоты, каким его видел Лев Толстой, так и ее мать – идеальный образ матери и жены, образец для подражания главной героини.

Графиня выросла в достатке и получила достойное светское образование. В 16 лет она счастливо вышла замуж. Хотя в описании графини Толстой не говорит о привлекательности или красоте, тем не менее, он наделил ее внешность незаурядностью – восточным типом лица.
В начале романа графиня уже немолода, ей 45 лет. Внешний вид ее в произведении описан больше частью ее гардеробом – кружева, чепцы, передники, бархатные платья. Графиня – традиционная матрона российского дворянства, уважаемая в светском обществе. Многодетная мать, чей облик внушал окружающим уважение. Переживая все выпавшие на ее долю злоключения, она продолжала проявлять заботу о детях. Младшая дочь называла мать хохотушкой, графиня всегда была готова поддаться веселью, когда считала это уместным. Потускневший взгляд в старости был следствием кончины любимого супруга и младшего сына.

Отношения графини с мужем представлены семейной идиллией. Супруги не только сохраняли любовь и верность друг к другу, но и обладали схожими чертами характера. Оба привыкли к роскоши и не умели экономить. Всегда готовы были одарить близких подарками, помочь знакомым, устроить грандиозный званый обед. Видя разорение семьи, графиня никогда не попрекала мужа. Она понимала, что он таков, каков есть, и не желала, чтобы он изменился.
К воспитанию детей графиня Ростова подходила со всей ответственностью. Проявляя доброту и материнскую ласку, она не забывала временами принимать строгий вид, чтобы не избаловать домочадцев чрезмерно. Заботилась и ухаживала за ними в хворях.
Подобно прочим дамам светского общества, графиня Ростова имела распространенные привычки и увлечения – нюхала табак из табакерки, раскладывала пасьянсы, любила музыку.
Для этой женщины смысл жизни заключался в семье. Когда ее одна за другой постигли утраты младшего сына и мужа, жизнь для графини лишилась смысла. Она потеряла интерес не только к светским мероприятиям, но и к жизни в целом. Ей хотелось лишь спокойствия, и она тихо доживала свои дни в ожидании кончины.
Сочинение графиня Ростова
Старшая графиня Наталья Ростова – один из второстепенных персонажей романа.
В этом образе Лев Толстой изобразил образ матери семейства. У графини прекрасные отношения с ее детьми, а также с сыном подруги Борисом Друбецким и Соней, племянницей ее мужа, которые воспитываются у них в доме. Оставив после замужества светскую жизнь, Ростова посвятила себя семье и видит жизнь через призму благополучия и счастья своих домашних.  
Вместе с тем, графиня не похожа на более симпатичную Толстому свою дочь Наташу Ростову даже на живого и щедрого супруга. Она более скупая и прижимистая, больше напоминает свою старшую дочь Веру с более холодным характером. Тяжелое материальное положение, в которое попала семья Ростовых, заставляет старшую графиню взвалить на себя материальные проблемы семьи и пытаться, по мере возможности, их решать.
Толстой, безусловно, осуждает свою героиню за недостаточную щедрость и заботу о своих интересах, показывая в романе сцену нежелания графини дать транспорт раненным при сдаче Москвы Наполеону.
Однако эта попытка спасти приданое для Наташи – не проявление расчетливого бездушия. В данном случае она действует, исходя из материнских чувств. В образе графини Ростовой писатель показывает излишнее преобладание родительского инстинкта, заслоняющего собой не только патриотизм, но и простую гуманность.     
Биологическое, к чему, безусловно, относится столь сильная забота о детях, преобладает у графини-матери на социальным и делает ее личность ущербной. Забота о семье подавляет более высокие стремления, которые, по мнению Толстого, облагораживают человека. Неспособность жертвовать своими интересами ради возвышенных идеалов писатель, безусловно, осуждает, показывая неблаговидные поступки графини.
Пытаясь поддержать достойный уровень жизни своих детей, к которому они привыкли, графиня наносит им же вред. Сына Николая она пытается женить на богатой невесте. При этом, видя его симпатию к Соне, она придирается к племяннице мужа. Ростова-старшая считает, что она лучше самих своих детей знает, как тем следует жить.
С другой стороны она опечалена гибелью Пети Ростова и пытается помочь Наташе. Графиня показана не как идеал, а как правдоподобный и многогранный образ русской женщины.

Оцените статью
Smart-pixel.ru