Одним из второстепенных героев романа «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова выступает девушка Фрида. Читатель встречает её лишь единожды, на балу у Воланда.
Фриде на вид лет двадцать, автор делает упор на её назойливые глаза в нескольких моментах, говорит о том, что у неё такие глаза, будто бы она о чём-то задумалась. То же самое и с её голосом: он молящий и страдающий, просящий прощения и ищущий благодати.
Коровьев же называет её скучной, потому что она ходит на балы и всегда мечтает пожаловаться на платок. А платок этот, как узнаёт читатель, её наказание. Однажды она родила ребёнка от мужчины, которого не любила, который её заманил в погреб и хитростью и силой сотворил с ней ребёнка. Фрида же по рождении ребёнка решила вставить ему платочек с голубой каёмочкой в рот и закопать в лесу, на суде она пыталась оправдаться тем, что ей нечем было кормить ребёнка. Настоящим же наказанием для Фриды служит то, что вот уже тридцать лет каждую ночь ей кладут точно такой же платочек, который она засунула в рот ребёнку, на стол. Видя его, она страдает, пытается уничтожить платок, сжечь, но он всё появляется снова.
Когда Фрида говорит с Маргаритой на балу, она просит всеми своими кусочками души, чтобы больше не было платка, чтобы её пощадили. Булгаков с помощью слов Маргариты передаёт нам свою мысль о том, что в таком деле виноват скорее мужчина, поэтому Маргарита просит у Воланда прощения для Фриды, которой уже пообещала, что всё уладит. Воланд же принимает предложение Маргариты простить Фриду, и та, освобождённая от страданий, падает на колени перед своей спасительницей.
Примечателен тот факт, что образ Фриды был взят Булгаковым не с потолка. В бумагах писателя были обнаружены выписки из книги психиатра Фореля. Там было написано: «Фрида Келлер — убила мальчика. Кониецко — удавила младенца носовым платком». Как я выяснил из источников, Фирда Келлер имеет такую же историю, как и Фрида из книги: она работала в кафе, за ней настоятельно ухаживал хозяин, который однажды её изнасиловал, она родила мальчика от него. Младенца она отдала в приют, но, когда ему исполнилось пять лет, ей нужно было забрать его. После того, как она забрала ребёнка, она пошла с ним в лес, задушила и закопала его там.
Кониецко — это вторая девушка с похожей историей, только она при рождении засунула своему ребенку в рот и нос платочек. Причём Фрида Келлер родила своего ребёнка в мае 1899 года, за несколько недель до католической Пасхи. Действия в Москве у Булгакова происходят в 1929 году. И отсюда мы видим подтверждение тому, что Булгаков действительно выписал Фриду из этих двух образов, ведь между 1899 и 1929 годами 30 лет разницы, именно те 30 лет, в которые булгаковская Фрида каждый день видела платочек, которым удушила своего ребёнка. Именно из этих реальных образов и сложился образ Фриды в «Мастере и Маргарите».
Вариант 2
Этот персонаж появляется в романе пару раз, упоминание о Фриде занимает не так много строк, по сравнению с другими, но в ней важный смысл. И образ этот очень живой, пронзительный, вызывает ужас и сострадание.
Маргарита, как королева того самого была грешников и мертвецов, встречает Фриду. Точней, можно сказать, что Фрида сама бросается к королеве. Женщина все свои надежды возлагает на Маргариту, чувствуя сердцем, что королева могла бы её простить. Беда в том, что Фрида навеки осуждена за страшное убийство. Ведь она убила собственного ребенка. У неё не было никакой возможности воспитать это дитя, поэтому она отнесла его в лес, задушила своим платочком. Теперь он, как напоминание, всегда с ней. Она явно страдает и раскаивается, мне становится её жаль… Хотя то, что она сделала, конечно, просто ужасно. Но она уже долгие годы и так уже страдала, веками вспоминала то, что совершила… И вот она взмолилась, увидев Маргариту. Самое главное, что она повторяла – своё имя.
И когда Маргарита могла попросить у своего «покровителя» что угодно, ей вспомнился образ несчастной женщины. (Фрида просто ворвалась в память.)
Я понимаю так, что речь тут идёт о милосердии. С одной стороны, Маргарита решила помочь несчастной, а не улучшить собственное материальное положение, не вспомнила своих близких… Она отдала своё чудо практически незнакомке. С другой стороны, Фрида уже заплатила долг. И самое главное, что она искренне раскаялась. Думаю, если бы можно было всё исправить, она бы так ужасно не поступила. Другие гости на балу, наоборот, гордятся своими грехами.
И сам Воланд не оспорил такое решение своей королевы, не отказал ей. Наоборот, её милосердие ей в плюс пошло. В итоге ведь всё для неё и Мастера кончилось хорошо – покоем. А Фрида прощена и счастлива, ей уже не будут приносить тот самый платок, который её замучил за это время. Ведь она его пыталась уничтожить – даже сжигать, но он снова возвращался к ней чудесным образом.
Кстати, забыла сказать, что Фрида – довольно молодая, стройная женщина. То есть такой она была сотни лет назад, вот таким образ её и оставили.
Эпизоды с Фридой врезаются в память, остаются примером раскаяния и милосердия.
Сочинение про Фриду
Произведение Булгакова “Мастер и Маргарита” являются одной из обязательных книг к прочтению и глубокому осмыслению сюжета, потому как в книге было спрятано очень много различных афоризмов, и тайных смыслов
В произведении мы знакомимся с множеством интереснейших персонажей, которые, каждый правда по своему, раскрывает свой всеобъемлющий характер, со всеми своими уникальными чертами и особенностями. Через каждый такой характер, автор передаёт нам всю ту живость, с которой он создавал данный образ, всю ту кропотливость, с которой он придумывал поведение своего персонажа, из-за чего мы в итоге имеем замечательное произведение, с множеством, опять же, интереснейших и уникальных персонажей.
Однако из персонажей следует выделить особенно трагичную и интересную для анализа женщину. Имя ей Фрида. Фрида – женщина из свиты Воланда, вечно обреченная на страдания за свой грех, впрочем, как и любой из его свиты. Дело в том, что она задушила платком своего нежеланного ребёнка, из-за чего Воланд решил её наказать, и теперь каждое утро, она видит это платок у изголовья своей кровати, и как бы она не пыталась избавиться от него, он всегда будет появляться снова, вновь и вновь напоминая ей о её грехе.
Через образ Фриды Булгаков пытается с нами поговорить на тему влияния обстоятельств на человека, его мировоззрение, и на его действия и поведение. Он говорит о том, что каждый человек под влиянием того или иного события, может совершить ужасный, неоправданный ничем, поступок, который потом будет долго терзать его сердце и душу. Но, вместе с этим, он даёт читателю право судить данного персонажа, или забыть о грехе и простить, тем самым ставя человека перед выбором. Хоть он и показывает нам образ Фриды как человека не очень приятного, но также её образ заставляет нам сопереживать ей, ввиду её несчастья, виновницей которого она и является.
Автор показывает нам человека, загнанного в угол обстоятельствами, человека отчаявшегося и потерянного. Хотя, так или иначе, в процессе повествования Маргарита спасает её от её незавидной участи, она всё также будет чувствовать свою вину за это омерзительный поступок, вечно упрекая себя за то, что она совершила.
Благодаря прекрасно раскрытому образу в произведении мы видим, что сподвигло эту женщину на такой поступок, а уж сопереживать или ненавидеть её, эту уже личное дело каждого.