В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» не последнюю роль играет такой персонаж, как Азазелло, — член свиты Воланда. У него имеется и ветхозаветный прототип — падший ангел Азазел. Именно он научил женщин «раскрашивать лицо», и в романе имеется отсылка к этому.
Что ещё важно, именно Азазел научил людей создавать орудия убийства. В герое булгаковского романа явно просматривается эта склонность сеять смерть повсюду. Он явно склонен к убийствам.
Что касается внешности Азазелло, то он «огненно-рыжий», «маленький, но необыкновенно широкоплечий», «с торчащим изо рта клыком». В общем и целом вырисовывается не самый приятный тип, однако в то же время он невероятно обаятелен. Настолько, что его внешние недостатки совершенно отходят на второй план. Он отлично владеет умением очарования и обольщения людей, что не сулит последним абсолютно ничего хорошего.
В свите Воланда каждому принадлежит своя, отдельная роль. Азазелло всегда берётся за самую грязную работу и убирает с дороги всех неугодных. Именно он отправил в Ялту Стёпу Лиходеева, убил барона Майгеля, выгнал из квартиры Поплавского. Причём сам Азазелло не считает, что делает нечто из ряда вон выходящее, для него это всё сущие пустяки.
Хотя Азазелло остаётся одним из второстепенных героев романа, многие ключевые моменты этого произведения завязаны на его действиях. Азазелло ничего не предпринимает просто так, всё, что он делает, имеет далеко идущие последствия.
Азазелло всегда предельно вежлив со своим повелителем, Воландом. При общении с ним он никогда не позволяет себе фамильярничать, что при этом не мешает ему ни во что не ставить большую часть всех остальных существ на этой планете. Самое страшное, пожалуй, состоит в том, что Азазелло настолько обльстителен, настолько красноречив, что ему ничего не стоит заставить кого-то плясать под его дудку, да так, что никто ни о чём не догадается.
В общем и целом, Азазелло — весьма противоречивый персонаж. Впрочем, наверное, все персонажи этого романа более, чем противоречивы — что Азазелло, что Воланд, что сами Мастер и Маргарита и многие другие. Весь роман носит на себе печать противоречивости и некоторой недосказанности, и уже многие годы вызывает бурные споры в обществе. Ясно только одно — роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых знаковых произведений русской литературы, с которым должен ознакомиться, пожалуй, каждый образованный человек.
Все герои романа Мастер и Маргарита
Вариант 2
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» был издан уже после смерти автора, который работал над ним на протяжении всей своей творческой жизни. В романе пересекаются две сюжетные линии. Произведение наполнено мистическими событиями и образами.
Одним из таких образов является персонаж Азазелло. Возможно, автор назвал своего героя по аналогии с библейским образом ангела, преступившего законы Божьи. Имя падшего ангела Азазель. В романе Азазелло отводится роль сподвижника Сатаны. Он находится в услужении у Воланда. И, как его ветхозаветный прототип, готов выполнять всю «грязную» работу в угоду своему хозяину.
Неприглядный внешний вид Азазелло меняется в зависимости от необходимости. Неказистая фигура и изъяны в лице дополнены хромотой. Герой любит изрядно выпить. Не расстаётся он и с сигарами. Одевается Азазелло в повседневной жизни просто и небрежно. Но, как всякий обольститель, он способен преображаться. Это отражается в первую очередь в одежде. Излюбленное трико герой заменяет безупречным костюмом. Дополнением к костюму служат галстук и лакированные ботинки.
Роль обольстителя необходима ему для выполнения своей основной функции. Азазелло – жестокое и безжалостное существо, умеющее обращаться со всеми видами холодного и огнестрельного оружия. В произведении многочисленные сцены насилия выполнены именно этим героем. Умение преображаться нужно ему для того, чтобы усыпить бдительность жертвы и заманить её в ловушку. Используя всё доступные средства, Азазелло может быть и обольстительным. Именно обольстителем посчитала его Маргарита, впервые встретившись с героем на улицах Москвы.
Ещё одним качеством обладал герой. Он имел способность превращения и полного перевоплощения. Он может приготовить еду и встретить гостей. Может изобрести чудодейственный крем и помаду для Маргариты. А может просто превратиться в медицинский персонал. Но настоящее лицо героя можно разглядеть только в самом конце романа. Его бездонные глаза утратили бельмо, закрывавшее один глаз. Уродующий его лицо клык бесследно исчез. Лицо мертвенно-бледное. И теперь он всё больше напоминал свой ветхозаветный прототип. Он выглядел так, как и подобало выглядеть падшему ангелу, ставшему демоном.