Писатели часто используют образы городов, описания места действия как средство характеристики своих персонажей, создания атмосферы произведения, погружения читателя в «антураж» происходящего.
Исключением не является и рассказ А. П. Чехова «Ионыч», в котором перед читателями предстает провинциальный городок С. с его жителями. Именно в нем и происходят события, описанные в произведении.
Рассказ был написан в 1898 году, во времена изживающей себя Российской империи. Поэтому объектом изображения становится провинциальное дворянство с его «пороками», которые Чехов, со свойственными ему иронией и сочувствием, «обличает».
В начале произведения в город С. приезжает молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев. Почти сразу он знакомится с семьей Туркиных – «самой образованной и талантливой». По сравнению с остальными жителями города, члены этого семейства и правда кажутся герою весьма одаренными и интересными людьми. Однако постепенно этот туман иллюзии развеивается. Сквозь него Старцев начинает видеть пошлость и неостроумность шуток остряка Ивана Петровича, нелепость «позы» его лакея Павлуши, неправдоподобность и поверхностность романов Веры Иосифовны и «громыхающая» игра на рояле Котика. Жизнь героев текла, они старели, но в их жизни все оставалось по-прежнему, без изменений. Их жизнь была подобна реке без течения, которая постепенно высыхает. Чехов, устами своего героя Ионыча, акцентирует внимание на том, что «если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город».
Молодой и по-настоящему живой доктор в течение нескольких лет на протяжении рассказа начинает меняться, поддаваясь влиянию города и становясь похожим на его жителей. Постепенно он заводит лошадей и все реже ходит пешком (яркая деталь замедления жизненного темпа), перестает видеть в своей работе предназначение, долг, вынося на первый план деньги. Жизнь героя наполняет уже не практика и вечные разговоры «о своей больнице», как говорила Котик, а азартные игры, развлечения и «охота за домами». Все это свидетельствует об «овеществлении» существования Ионыча (даже имя его становится примитивнее), омертвении его души в угоду пустым земным благам. Значительную роль в этом, увы, сыграл город С. и его жители, к которым сам Старцев относится свысока и называет «обывателями». Когда он видит их бессмысленную жизнь, в нем колеблется что-то, вероятно, пронизывается сквозь порочные «завалы» его душа, но, впоследствии, вероятно, этот голос окончательно перестанет тревожить героя.
Антон Павлович изображает явное воздействие среды, в виде города С., на личность, на человеческую душу, что, безусловно, характерно для произведений, относящихся к такому направлению, как реализм. Дмитрий Ионыч попадает под «зловредное» влияние жителей этого обычного, распространенного, по мнению Чехова, города, не зря ведь название его дано весьма обобщенно; и его «накрывает» бессмысленность и пошлость жизни.
2 вариант
Город, как место пребывания людей, всегда интересовал литературных деятелей. Его образ является неотъемлемой частью некоторых произведений литературы. С помощью описания нравов, устоев и быть города, автором удаётся передать настроение героев, состояние их души. Одним из таких писателей, который отразил в собственных произведениях тему города, был Антон Павлович Чехов.
В своём рассказе «Ионыч», написанным в 1898 году, Чехов даёт характеристику города уже с первой страницы. Стоит отметить, что писатель не даёт полного и точного названия города, а лишь ограничивается сокращением «С.», что иллюстрирует сборный образ провинциального населённого пункта. Изображая провинциальное дворянство с его пороками, Чехов обличает его со свойственно ему иронией и в то же время сочувствием.
Перед читатели предстаёт неоднозначная картина города. Писатель даёт характеристику городу всего лишь несколькими фразами, однако уже даже из них можно сделать вывод, что это самый обыкновенный город. Здесь есть общедоступная библиотека, клуб, театр, городской сад, кладбище и другое. Но Чехов акцентирует внимание ни на жителях города, ни на обывателях, а на городской интеллигенции, к которой, конечно, относится относится главный герой рассказа – доктор Старцев. Таким образом, автор перемещает внимание с описаний, которые касаюются улиц и домов, на изображение жителей, с помощью которых наилучшим образом получается охарактеризовать городскую атмосферу.
Писатель знакомит читателей с самыми важными и главными людьми в городе С., гордостью города, с семьёй Туркиных, члены которой обожают устраивать светские мероприятия и приемы, где они приводят в удивление гостей своими талантами. Иван Петрович, глава семейства, обладает талантом острых шуток. Вера Иосифовна, его жена, любительница писать романы. Их дочь, Екатерина Ивановна, неплохая пианистка.
Дабы объективно взглянуть на таланты семьи Туркиных, Дмитрий Старцев становится гостем в их доме. Героя разочаровывают таланты этой семьи, поскольку рассказы местного населения о них были куда ярче и обещали большего. Чехов, со свойственно ему иронией, описывает то, что видит Старцев. Отсюда мы понимаем, что город С. На самом деле скучный, раз уж его жители так ценят развлечения подобного рода.
Изображение города, а именно его общества, выполняет в рассказе важную, но все же не главную функцию. Главной задачей Чехова было продемонстрировать, как герой подчиняется «среде» и сам превращается в яркого представителя этого общества, воплощая в себе все его недостатки.
Образ губернского города С. Складывается не из пейзажей, а из сдержанных описаний и художественных деталей. Внимание же стоит акцентировать на образах «самых достойных жителей» данного города.