Директор – один из персонажей второго плана в данном произведении. Это во многом типичный образ, демонстрирующих представления о носителе этой должности в годы, когда Валентин Распутин написал свой рассказ.
Директор Василий Андреевич выведен очень строгим человеком. Он постоянно наводил в школе порядок и поддерживал дисциплину, ругая своих учеников. У директора хорошо получалось выполнять эту часть своих должностных обязанностей. Школьники действительно его боялись. Основой их страха были нехитрые приемы психологического воздействия, применяемые (хотя и в несколько измененной форме) и в современной школе. Добиваться повиновения и соблюдения порядка ему помогало то, что он распекал провинившихся на виду у всей школы, часто доводя при этом до слез. Однако не только публичные унижения и требования объяснить причины нарушения дисциплины, давящие на психику, создавали страх. Необходимо помнить, что во послевоенные годы, когда было написано это произведение, директор школы обладал большей властью, чем теперь. Тогда он мог своей властью выгнать из школы, перечеркнув значительное число карьерных перспектив.
Подчеркивая строгость Василия Андреевича, автор стремился показать и жесткость государственной машины вообще. В рассказе директор увольняет учительницу французского за то, что та играла на деньги с учеником. Он поступает не как положено педагогу, но как мелкий начальник, привыкший карать и миловать. Однако, в данном случае, имеет место не самодурство, а просто эмоциональная холодность, нежелание директора разобраться в ситуации. Показательно, что его даже не заинтересовало, почему учительница поступила таким образом, хотя ее поведение, действительно, было совершенно нетипичным. Она руководствовалась желание оказать материальную помощь ученику и вполне могла бы объяснить свои мотивы. Директор не пожелал слушать.
Само описание внешности Василия Андреевича и его стандартные, шаблонные обвинения в адрес учительницы французского, подчеркивают формальное и, по сути, жестокое поведение директора. Описывая его и его поведение Распутин стремился напомнить читателям о необходимости не забывать о гуманности и человечности.
Вариант 2
Валентин Распутин создал поистине захватывающий рассказ. «Уроки французского» затрагивают самые важные аспекты жизни: соотношение добра и зла, человеческих принципов и равнодушия. Рассказ сталкивает безнравственность и желание помочь, вопреки всему.
Главными героями рассказа являются 11-летний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна. Парень болен малокровием, поэтому он играет в азартные игры на деньги, чтобы купить себе еды.
Учительнице Лидии Михайловне его жалко. Она хочет помочь ему. Однако мальчик не принимает ее помощь. Тогда Лидия Михайловна начинает играть в азартные игры с парнем, чтобы проиграть ему хоть немного денег.
В этот процесс вмешивается директор школы Василий Михайлович. Узнав, что педагог нарушает этические требования, директор школы увольняет ее.
Автор рисует Василия Михайловича как типичного, безнравственного управляющего, которому чуждо чужое горе, лишь бы соблюдались правила.
Действительно, таким и должен быть настоящий руководитель. Он громко говорил и проявлял жестокость к провинившимся ученикам. Он прилюдно наказывал учеников, отчитывая их на общей линейке. Его боялись как огня. Боялись даже его походки: широкие шаги и чуть сгорбившись, он грозно вышагивал по коридорам. Ко всем окружающим Василий Михайлович проявлял лишь жестокость и пренебрежение.
Василий Михайлович имел 20-летний трудовой стаж и бережно хранил устои школы. Закон для него был на первом месте.
Поступок учительницы он расценил как преступление. Играть с учеником на деньги! Несмотря на то, что Лидия Михайловна была его доброй соседкой, он заставляет ее уйти с работы. С одной стороны, увольнение преступника спасает его репутацию и репутацию всей школы. Это поступок настоящего охранника устоев.
Однако, с другой стороны, как директор, Василий Михайлович должен заботиться о своих учениках. Как говорит древняя мудрость: «Мы в ответе за того, кого приручили». Он мог разобраться в ситуации. Возможно, оказать помощь больному ребенку. Стимулировать учительницу на работу с мальчиком, по его дальнейшему развитию.
Но в голове жесткого управленца даже и мысли не промелькнуло об этом. К сожалению, таких людей, как Василий Михайлович, много встречается в нашей жизни. И зачастую они не понимаю, что от их поступков зависит чья-то жизнь.