Моя любимая басня Крылова — сочинение (5 класс)

Ворона и Лисица
Мне нравятся все произведения Крылова, в них высмеиваются слабые стороны и пороки людей на примере особенных черт характера и способностей, отличающих различных животных.
Особенно я запомнила и поняла смысл басни «Ворона и Лисица». В ней главной «глупой» героине повезло, она раздобыла вкусный, лакомый кусок сыра. Им можно было насытиться и спокойно прожить день. Но, мораль сей басни такова, что мало иметь благо, надо его ещё суметь его оценить и сохранить. Поэтому поддавшись красноречию Лисы наша чёрная Ворона потеряла трофей. Данный пример характеризует простаков, которые не могут сохранить удачный доход (или заработок). Любой шарлатан, осыпающий комплиментами и умеющий красиво и сладко рассказывать и вести беседу всегда сможет лукавством обогатиться и насытиться чужими приобретением, без физических усилий и сопротивления жертвы съесть чужую пищу.

Описание второй героини начинается с того, что она аккуратно приближается к дереву. Не сводя взгляда с жертвы, она начинает предвкушать победу. Потихоньку вертит хвостом и старается получить доверие от Вороны. Она называет Ворону сестрой, хвалит её. Пытается убедить, что у вороны способности к пению. Она старается проговаривать слова медленно, «чуть дыша…». Чтобы ворона почувствовала себя «Королевой» среди множества одарённых птиц – «Великой певицей». И добившись успеха, захватывает кусок сыра.

В басне показано, что для каждой Вороны найдётся лиса. Которая сможет отобрать любую добычу, лакомство, если «развешивать уши и верить всему, что говорят!»
Главная идея басни, что лесть может затмить разум и помочь добиться желаемого обидчику. К сожалению, даже очень способные и умные люди могут попасть в капкан и стать жертвами обмана. Вывод: не поддаваться «красивым, обманчивым и льстивым» словам. И не использовать для достижения цели такой вариант наживы и обогащения за счёт других простых людей.
В наше время тоже много мошенников, которые пользуются готовыми разработками, психологическими приёмами и находят людей у которых есть возможность выманить деньги, драгоценности, ценные вещи, жильё, бизнес, ценные бумаги.
Совет такой: не слушать таких людей, стараться реально смотреть на вещи и понимать какие способности есть, а что реально нет. Как у Вороны, у которой совсем нет голоса, и она не может стать Царь — птицей. И если удалось что-то заработать и найти, то не надо выставлять на показ, а пользоваться благом аккуратно, без свидетелей и не ждать, когда отнимут другие, а быстро есть или использовать для благих целей.
Осёл и Соловей
Все басни Ивана Андреевича Крылова хороши. Они занимательны, забавны, поучительны. Их яркие персонажи наделены своеобразными характерами. Ситуации, представленные баснописцем, жизненны и необычны одновременно. Но больше других мне нравится басня «Осёл и Соловей».
История, рассказанная Крыловым, проста. Осёл, самоуверенный, самодовольный, высокомерный, но глупый и неразвитый, как положено ослу, желает послушать пение Соловья. Он хочет вынести собственное суждение о певце, которым все вокруг восхищаются.
Впервые я услышал эту басню в записи, в исполнении профессионального актёра. Она увлекла и поразила меня прежде всего своим звучанием. Как удалось поэту словами передать соловьиное пение, музыку самой природы? Ритм стихотворения, его созвучия, рифмовка создают не просто образ певца, а мелодию и впечатление, ею производимое. Я ещё не встречал стихотворение, которое было бы настолько музыкальным. Порой кажется, что это звучат не слова, а кто-то перебирает клавиши рояля или берёт на нём аккорды. Прекрасно изображена реакция тех, кто слышит певца. Всё затихает: ветерки, беспокойные птички, неторопливые стада. Молчит и улыбается своей подруге пастух.
В эту гармонию резким диссонансом врывается голос Осла, который взял на себя роль искусствоведа – знатока музыки. «Изрядно, — говорит, — сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно…» Грубовато-снисходительно он рекомендует Соловью поучиться у Петуха. Униженный таким советом, Соловей улетает прочь. Интересно, что за всю басню Соловей не произносит ни одного слова. Словно самой природой он предназначен только для того, чтобы петь.
Конфликт басни заключается в том, что об искусстве Соловья, который является олицетворением музыки, может судить даже Осёл. А этому «знатоку» музыкой кажется даже петушиный крик. Крылов представил абсурдность ситуации не только на уровне логики, он показал читателю, насколько это эстетически отвратительно, грубо, неприемлемо, когда самодовольный глупец выносит суждение о настоящем искусстве. Как это оскорбительно для музыки, для её создателя, насколько невозможна ситуация, где из-за таких «ослов» настоящие «соловьи» покидают родные края, улетают «за тридевять земель».
Мне кажется, Иван Андреевич Крылов сумел показать, как беззащитно подлинное искусство. Любой может высказываться о романах Толстого или стихах Блока, о картинах Шагала или фильмах Тарантино, даже если понимает в литературе, живописи, кино не больше, чем Осёл в пении Соловья.

Оцените статью
Smart-pixel.ru