Пьеса Вишневый сад предлагает пророческое видение Чехова о смене эпох. Автор рассматривает окончание эпохи помещиков и патриархального дворянского уклада на смену которому приходит эпоха дельцов наподобие Лопахина.
В этом смысле интересны слова самого Лопахина, который говорит о землях и лесах (понятное дело, о России) которые даны этому народу (вопрос в какой-то степени, конечно, спорный, так как не столько даны, сколько завоеваны и до сих пор нормально не использованы) и поэтому люди должны быть великанами, для того чтобы осваивать эти территории. Любопытным является то, что сам Лопахин наоборот предлагает измельчание, он делит сад на дачные участки, он в каком-то смысле апологет маленьких людей и таких же масштабов, он предвестник муравьиного сознания, которое тем более отметится во временах, которые Чехов частично предсказал, но до которых не доживет. Поэтому мотивы Лопахина в целом согласуются с вектором движения той волны на гребне которой он копит собственный капитал и разглагольствует о труде и малом количестве честных людей на земле.
Раневская и Гаев тоже олицетворяют свою волну, но волну затухающую. Поэтому, мне кажется, в каком-то глобальном смысле их мотивы тоже не более, чем следствие того условного тренда, знаком которого они являются. Собственно, Чехов в каком-то смысле говорит именно об этом.
С другой стороны эти люди противоречат сами своим желаниям. Опять-таки, Лопахин грезит про каких-то великанов и благородство труда, а в итоге приближает период унификации, где не самоотверженный труд, но рамки общественного стандарта будут главной ценностью, это довольно символично выражается именно в том, как он на взгляд помещиков (которые и были настоящими великанами, пусть теперь стареющими и немощными) пошло делит большой сад на маленькие участочки, где каждый будет иметь собственный загон. Гаев грезит о том, как вернуть былые времена, но он на практике действует обратным образом.
Дуняша – горничная, с белыми руками как у барыни. Трофимов – умник, который в действительности не может предложить ничего умного, в частности понять ту ситуацию, в которой они все пребывают. Подобные противоречия мы видим и во множестве других героях пьесы, практически каждый воплощает собой противоречие и хочет чего-то, является кем-то, а на самом деле предстает иным.
На этом фоне Чехов также подчеркивает абсолютно разные векторы мотивов практически всех героев произведения. Отсюда создается такой характерный диалог, где фразы будто бы не связаны друг с другом, каждый говорит о чем-то своем и благодаря этому, кстати говоря, появляется возможность довольно точно понять мотивы каждого героя. Ведь нужно просто отдельно прочитать его реплики и понять ту программу, которую этот человек исповедует.
Основные мотивы.