Старуха Изергиль является одним из наиболее известных произведений Горького и, безусловно, данное произведение отыскало немало отзывов критиков, которые стремились как-то описать данное творение. Как правило, двумя превалирующими мнениями были: романтизм и символизм.
Кто-то писал про революционный романтизм, другие про новый виток западно-европейского символизма через уникальную работу автора. Так или иначе, эти детали не имеют такого существенного значения, так как все равно ставили Горького в определенные рамки, которых, вероятно, он хотел избежать. Об этом вполне возможно заключить из самого произведения.
Как известно, определить – значит ограничить и далее не особенно хотелось бы ограничивать произведение Старуха Изергиль и загонять эту действительно грандиозную повесть в какие-то рамки. Тем не менее, такое доступно далеко не каждому, поэтому постараюсь сделать возможное, к примеру, рассмотреть Старуху.. как произведение постмодернистическое.
Собственно постмодернизм как эпоха, по мнению исследователей, начинается в 20-е года предыдущего века и может казаться довольно глупым говорить о каком-то постмодерне в 1895 году, когда была написана Изергиль. Однако, возможно, более целесообразно выглядеть глупым чем обыденным и поэтому отметим некоторые существенные факты. Старуха Изергиль вполне может претендовать на наличие хотя бы зачатков потмодернизма, хотя такое кажется совершенно невозможным по определению.
Итак, для начала возьмем идейную составляющую, которая во многом почерпнута Горьким у Ницше – философа где-то на столетье опередившего свою эпоху, философа, который оказался как никогда актуальным в эпоху постмодерна. Фигуры главных героев, которые обитают в пространстве притчи, размышление о предназначении человека – все подобные детали намекают на произведения и идеи Ницше.
Далее следует указать на саму структуру произведения, которое как бы соткано из лоскутов – типичный прием постмодернизма, когда история строится из обрывков и цитат и в итоге становится чем-то целостным. Такая манера повествования похожа в действительности на поток мысли, которая протекает в голове простого человека, да и, по сути, читатель именно такой поток и наблюдает. Ведь повесть является ни чем иным как потоком сознания старухи, которая вперемешку со сказками и притчами вспоминает истории собственной молодости.
Многие критики Горького писали о его Старухе как своеобразном упреке современникам, революционном произведении для вдохновения своего времени. Однако, на мой взгляд данное произведение является вневременным и не поддается точным определениям, подобно тому как революция является не событием историческим, а состоянием духа.