Лирические отступления – этот сознательный отход автора от темы повествования. Для чего они нужны? С помощью них Пушкин хочет показать сюжеты прошлого в настоящем, своё авторское отношение к ним. Даёт характеристики героям и своё к ним отношение.
Вот с самого начала он в отступлении рассказывает про Онегина, чтобы мы имели представление о прошлом героя. И тут даёт ссылку на то, что он тоже когда-то блистал на берегах Невы, но север для него вреден. Тем самым он намекает на ссылку в деревню.
В первой главе Пушкин рассказывает немного про историю театра для того, чтобы понять безразличие к нему Онегина. Он ездит туда с целью показать себя.
В строках про бал, на который отправляется Онегин, Пушкин вспоминает шикарные петербургские балы. Поэт не пропускал ни одного. Мы как-будто видим шик и радость дам, нравы, принятые на балах, интриги. На одном из балов поэт познакомился со своей любовью.
Онегин спит после бала, а Пушкин опять уходит в отступление и сообщает нам, что он некоторое время дружил с Онегиным. И они чуть было не отправились в совместное путешествие. Вот он, наконец, прибыл в родовое имение. И Пушкин рассказывает о своей любви к деревне. Он там жил в ссылке в своём родовом имении Михайловское и создавал свои шедевры.
Во второй главе Пушкин применяет отступления для того, чтобы читатель лучше понял, как зарождались отношения между Онегиным и Ленским. В концы главы вставляет две строчки про себя, своё творчество, которым он намерен оставить потомкам память о себе.
Есть лирические отступления по поводу альбомов, в которые кавалеры писали барышням признания в любви в стихах или просто стихи. И тут же плавно начинает размышлять о поэзии. Убийство Ленского приводит Пушкина к осознанию того факта, что ему уже 30 лет. Половина жизни прожита. Следуют отступления философского характера.
В седьмой главе описывает весну. А сам грустит в лирических отступлениях философского характера. Они продолжаются и в восьмой главе. Он вспоминает юность, учёбу в Лицее, своих друзей, поездки в Молдавию и на Кавказ. Это автобиографические отступления. Ещё немного отступлений о временах и нравах. И почти кульминация романа – встреча Онегина и Татьяны на балу.
Есть и критико-публицистические отступления. В них он сообщает читателям, как планирует построить роман, как найти свой стиль и манеру письма. Он пишет о том, что думает о плане романа и как назовёт главного героя. Это теперь мы знаем, что роман написан особым стилем.
Есть отступления по поводу российских дорог. Точнее сказать, в России нет дорог – одни направления. Пушкин думает, что, возможно, появятся нормальные дороги лет так через пятьсот. Что ж у нас ещё впереди, а пока – свернул с центральной трассы, и увяз в грязи. Дорога закончилась, не начавшись.
Чугунные дуги мостов соединят берега могучих рек. Даже под водой будут проделаны тоннели, сдвинуты горы. Пушкин, что предвидел строительство БАМа? И нормальные трактиры на каждой станции, где можно нормально покушать.
Сочинение 2
Безусловно, одной из наиболее важных композиционных особенностей романа «Евгений Онегин» является наличие многочисленных лирических отступлений. Они позволяют автору в нужный момент поворачивать повествование в требующемся ему направлении, создавая ощущение непринуждённой беседы с читателем, а также помогают объективно изобразить жизнь общества.
Их иногда называют авторскими, поскольку в них отчётливо звучит голос Пушкина, его отношение к событиям и героям, культуре, литературе, театру, дружбе и любви. Благодаря им поэт смог из обычного рассказчика стать действующим лицом и свободно выражать собственную оценку взглядов и поступков персонажей, сопереживать или критиковать, хвалить либо осуждать.
Лирические отступления разнообразны по объёму: то имеют вид кратких замечаний, то занимают несколько страниц. Да и оттенок у них разный. Например, в первой главе произведения они слегка легкомысленны: Пушкин восхищается то стройными женскими ножками, то мастерством легендарной балерины Истоминой, то высказывает своё сочувствие Онегину. Однако постепенно они становятся всё более серьёзными.
Некоторые из них имеют явный автобиографичный характер. Так поэт упоминает о безмятежном периоде учёбы в Царскосельском лицее, об южной ссылке, о Каверине и Чаадаеве, Дельвиге и Державине, о днях минувших и умерших друзьях. Он размышляет о быстротечности событий, о смене поколений, о будущем Родины.
Поэт иронизирует над извечными российскими проблемами. К примеру, он заявляет, что отечественные дороги такие же, какими были ещё при Соловье-разбойнике, и улучшатся лишь «лет через пятьсот». Ещё ругает своих современников за пренебрежительное отношение к родному языку и повальное увлечение иностранщиной.
Из лирических отступлений романа удаётся узнать об образовании, воспитании и типичном времяпрепровождении светской молодёжи начала XIX века, о моде, пристрастиях в еде, о балах и прочем. Большая часть из них не лишена остроты. А. С. Пушкин высмеивает общепринятые идеалы, их посредственность и ничтожность.
Отступления гражданской тематики расширяют рамки произведения и превращаются в своеобразный экскурс в историю России. Поэт гордится Москвой, родным народом, сумевшим в 1812 году дать отпор наполеоновскому нашествию. Он ощущает себя его неотъемлемой частицей.
Наивысших похвал достойны лирические отступления, содержащие описания картин природы. Они не только выполняют роль красочных пейзажных зарисовок, созданных лёгкими штрихами умелого мастера, но и дают возможность правильно понять характеры, чувства и переживания героев.