Н. С. Лесков является выдающемся, русским автором. О нём говорили что именно он «знает русский народ таковым каков он есть». В своих авторских произведениях Лесков изображал российскую действительность без прикрас. За это заслужил звание автора русского реализма и в то же время нападки со стороны критиков.
Лесков сочетал как бы романтизм и реализм, это подметил другой писатель М. Горький. Среди самых значительных произведений Лескова «Очарованный странник», «Левша».
Основная черта многих романтиков: их интуитивное стремление к оригинальности и непосредственности, они стремятся к духовной свободе, самопознанию человеческой души, это соотносится со стремлением Лескова к свободе совести и ума, эту проблему не один Лесков пытался осилить. Нельзя, разумеется, отожествлять мироощущение Лескова и писателей-романтиков. Но порой мнения критиков были вполне справедливы.
Критик А. П. Добрыв писал, что Лесков очень наблюдательный и прозорливый автор, он заметил и описал черты русской жизни, причём такие которых раньше не касались. Особенно он подметил черты русского духовенства. «Он один из первых русских описал тек точно быт, осветил его с разных сторон, дал читателям верную и широкую картину жизни этого необычного мира и с замечательным искусством представил описал представителей духовного сословия…». Конечно изображения жизни духовников не могло не вызвать нареканий и недовольства со стороны православной церкви. На Лескова полилась и критика справа.
В своих рассказах Лесков любил изображать карикатурным некоторые слова русского языка. Из-за этого он так же не остался без внимания критиков, которые обвиняли его в порчи «русского языка». По Лескову можно составлять словарь забавных карикатур на русские слова. Например: вульгарности, шутовства, вычурности и оригинальничании и т. д. Это забавляло читателей, и составляло яркую авторскую индивидуальность Лескова.
Некоторые современные критики были не справедливы к Лескову, называя его «писателем-анекдотистом». Однако немногие критики начала двадцатого века воздали должное писателю Лескову, за его любовь к простому русскому фольклору.
Русский писатель и драматург А. В. Амфитеатров утверждал что ни смотря на определённую известность Лесков умер не признанным гением русской литературы. И что его вклад в литературу по настоящему оценили лишь после смерти автора. Впрочем так очень часто бывает, что талант художника или писателя признаётся общественностью только после их смерти.
При жизни писателя всячески критиковали, «но Божия искра сильнее грязей и камня: в конце концов она выбилась на волю и засияла», − написал Амфитеатров.
Многие авторы Серебряного века пришли к необходимости, что писателя Лескова необходимо реабилитировать перед русской литературой.
Однако совершенно иного мнения «пролетарский писатель» Максим Горький, который выступил как посмертный ярый критик Лескова.
Конечно, к мнению такого нестабильного писателя как Горький не стоит серьёзно прислушиваться, но всё же.
Он писал, что Лесков писал вздор, что его читать не стоит и вообще это вредный писатель. Вероятно такая позиция Горького к Лескову из-за того что виденье Лескова России в корне отличается от виденья самого Горького.
Лесков, по мнению Горького, стремится оправдать Россию, описать в радужных тонах, он опирается не только на реализм в полном смысле слова, но и романтизм. Горький же пишет о России как о бесправной, серой и необразованной, призывая к революции и разрушению основ русской жизни. На этой основе базируется критика М. Горького.
Лесков высоко ценил эстетические завоевания русских романтиков, заключается не только в открытии новых сфер жизни, но и в своеобразном гуманизме, возникающем из глубокого ощущения родственной связи со своим народом. Особенность литературного стиля Лескова, — он как бы играет с русским языком и читателем, одному ему известную игру.