Это произведение Гоголя, написанное при сочетании проблем реальной жизни и элементов сюрреализма вызвало интерес у критики.
Белинский, в целом, назвал повесть неудачей Гоголя. Причем, о первой части произведения критик отзывался лучше. Он высоко оценивал, созданный писателем образ портрета, в котором видел нечто одновременно и ужасное и притягивающее.
Положительно отозвался Белинский и о юмористических эпизодах, присутствующих в повести. Сцены с полицейским, рассуждающим о живописи и матери, которая привела свою дочь к художнику, чтобы он нарисовал ее портрет, критик считал написанными в стиле Гоголя и соответствующими его таланту.
Однако вторую часть произведения Белинский оценил как искусственную и стоящую гораздо ниже первой в художественном отношении.
В отношении «Портрета», как, впрочем, и других повестей Гоголя, он отмечал смесь комического и трагического. При этом, отдавая дань первому из элементов, он хвалил писателя за правдивое изображение окружающей действительности.
Оставшийся анонимным автор, в журнале «Отечественные записки» сделал упор на правку произведения, произведенную автором. По мнению оставшегося неизвестным критика, в ней есть подлинный реализм в изображении действительности. Оценивая первую и второю часть творения Гоголя, он стоит на тех же позициях, что и Белинский. Разница лишь в большей резкости негативных оценок, приведенных в журнале. Первую же несколько спасает лишь правдивое изображение окружающего нас.
По мнению журнала, Гоголь сам исказил хорошую идею, лежащую в основании повести. Добавление фантастического элемента, в виде страшного портрета, обесценила работу. Критик считал, что писатель должен был остаться на твердой почве реализма и написать историю о талантливом художнике, который погубил свой дар из-за пристрастия к успеху и деньгам.
В целом, один из ведущих журналов того времени посчитал, что в повести слишком много лишнего и искусственного.
Критик не отрицал и не умалял таланта Гоголя, но считал, что в данном произведении автор использовал его неправильно. Главной же ошибкой классика русской литературы он назвал неправильное понимание действительности, устаревшие понятия об искусстве и жизни. Другими словами, главная претензия была в несоответствии передовым идеологическим установкам.
Критик и историк литературы С. П. Шевырев выразил свое мнение о произведении в письме Гоголю. Он с большим пониманием отнесся к задумкам самого автора. В отличие от предыдущих критиков, Шевырев не требовал от Гоголя «бичевать пороки», а оценил новую тему. По его мнению, автор повести раскрыл связь религии и искусства, чего никто ранее не делал. При этом критик хвалил Гоголя за то, что тот в своем произведении показал возможность гармоничного сочетания хорошего знания своего дела с искусством. Это, по его мнению, удалось Гоголю, но оказалось не по силам немцам.
В целом, современная писателю критика больше внимания обратила не на художественные особенности повести, а на соответствие ее принципам реализма.