Известное художественное произведение в жанре сентиментализма вызвало и до сих пор вызывает интерес у читателей и литературного сообщества.
Русский писатель, критик, прославившийся и как декабрист, Александр Бестужев-Марлинский отзывался о повести в отрицательном ключе. По его мнению, Карамзин написал произведение, подражающее западным аналогам. Попытка оказалась неудачной. Бестужев-Марлинский, по сути, обвинил Карамзина в нагнетании в повести дешевых аффектов.
В коллективном труде, вышедшем на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков «Карамзин Н.М. Биография и разбор его главных произведений», составленном Н. И. Дюнькиным и А. И. Новиковым «Бедная Лиза» как лучший образец сентиментального жанра.
Авторы отмечают достоверность изображенных в повести героев, но, при этом, их несоответствие социальным типам того времени. Крестьянки – Лиза и ее мать изображены совершенно неправдоподобно. Словарный запас главной героини совершенно не свойственны представительнице низшего сословия.
При этом критики отмечали сентиментальный настрой Карамзина и хвалили его за хороший стиль, гуманизм и несложность сюжета.
Русский и советский филолог, критик и литературовед первой половины двадцатого века Г. А. Гуковский также довольно критически отозвался об этом сочинении Карамзина. Он признавал, что повесть получила большой успех, в особенности в среде молодежи.
Однако критик порицал Карамзина за отсутствие в повести критики социального неравенства. По его мнению, автор должен был больше внимания уделить осуждению социального неравенства и попранию человеческих прав, раз он повествует о любви дворянина и крестьянки.
Однако Гуковский отмечает, что не это интересует писателя. Карамзин, по его мнению, проповедует равенство всех людей, исходя из их одинаковой способности чувствовать и любить. Из этого, по мнению литературоведа, автор «Бедной Лизы» подводит читателя к выводу, что и без отмены крепостного права крестьяне могут быть счастливы.
Гуковский отмечал, что образ Лизы неестественен. Она говорит не как крестьянка, но в манере, свойственной барышне из высшего общества. Общий строй произведения также весьма отличается от реальной жизни, больше напоминая оперу. Сюжет он оценивал, как упрощенный до предела.
Однако, по мнению филолога, создавая лирическое настроения, повесть, хотя и не призывала к борьбе против социального неравенства, но воспитывала в читателях гуманные чувства.
Впрочем, это не удивительно, учитывая, что такие оценки были высказаны в книге начала сороковых годов.
Напротив, ближе к нашему времени, со сменой политического строя, появились более положительные оценки «Бедной Лизы» со стороны специалистов. В девяностых годах, видный лингвист и филолог академик В. Н. Топоров назвал «Бедную Лизу» одним из ключевых моментов в творчестве Карамзина, а также для русской литературы в целом.
По мнению литературоведа, повесть повлияла на читательскую аудиторию, вызвала настроения, способствовавшие появлению большой русской прозаической литературы. Топоров рассматривал произведение, в большей степени, не как отражение действительности, а как этап развития литературы.