С годами интерес к творчеству Николая Васильевича Гоголя, автора знаменитых «Мёртвых душ», лишь возрастает. И этому есть ряд объяснений.
Во-первых, это произведение, в котором Гоголь сумел показать красоту России, её величие.
Во-вторых, в нём практически полно показаны черты характера русского человека.
А в-третьих, именно в «Мёртвых душах» Гоголь сумел собрать воедино все проблемы, которые подрывают нравственные устои и современной России.
В основе поэмы автора лежат его размышления о народе и о будущем России. И, конечно же, тема Руси неразрывно связана с её народом.
Но основная тема поэмы – Русь крестьянская с её пороками, традициями и особенностями. Размышляя о трагической судьбе народа, автор «сквозь слёзы» смеётся и над убожеством русских мужиков, и восхищается их величием.
Остановимся хотя бы на судьбе Абакума Фырова, который в поисках счастья подался на Волгу. Конечно, ничего хорошего этого крестьянина, кроме лямки бурлака, не ждёт. Но через образ Фырова Гоголь показывает, что чувство свободы для русского человека превыше всего.
Не скрывая пороки крепостных, Гоголь всё же уверен, что возродить Русь способны лишь простые люди.
Высмеивая примитивность, неразвитость и алкоголизм русского мужика, Гоголь даёт читателю возможность понять причину их тяжёлой судьбы. В первую очередь, это вековое рабство и безнаказанность помещиков.
Но именно такие, как мужики Собакевича, которые работают так, что, сдавая оброк, способны прокормить и своих детей. Именно они, голодные, полураздетые, поддерживали и всю Русь. И автор глубоко убеждён, что только с ними Русь не пропадёт.
О русском мужике автор с восхищением говорит: «сам самородок», а ум «бойкий, живой». Ему дашь топор – построит избу, что «любой заморский архитектор» диву дастся.
Поэтому и лист бумаги в руках Чичикова с именами крестьян, давно уже сгинувших, не воспринимается, как лист с умершими «душами».
Удивительны и главы романа, где описываются крестьянские бунты. Их несколько. Но самая впечатляющая – «Повесть о капитане Копейкине». Служа Отчизне, капитан потерял на фронтах руку и ногу. Взамен – ничего. Даже не самой маленькой пенсии. Но это трагедия не одного поколения солдат России того времени. Вернувшись с войны, они вынуждены выпрашивать милостыню.
Копейкин же (по слухам) становится главарём банды разбойников, грабящих господ на дорогах. Он мстит не только за себя, но и за своих сослуживцев, над которыми чиновники в своих кабинетах лишь потешаются. В образе капитана Копейкина Гоголь увидел протест простого русского человека против бездушия и обмана властей.
С радостью описывает Гоголь и сцену побега крестьян от Плюшкина. Да, вполне возможно, что часть из них и сопьётся, кто-то сгинет в канаве, кто-то…Но мужики пытаются изменить свою участь.
Не выдержав и самоуправства Дробяжкина, уездного заседателя, крестьяне буквально по камням разносят земскую управу.
Говорят, что народ терпелив. Но терпение это «имеет предел». Нельзя думать, что мужик всю жизнь будет терпеть произвол властей.
Недаром поэма заканчивается великими словами: «Русь, куда же несёшься ты»? Это практически гимн дороге, по которой летит «вся вдохновенная Богом» Русь-тройка.
Автор верит, что мчится она по пути духовного возрождения. Недаром ведь «другие народы и государства сторонятся России» и «уступают дорогу» именно ей. И образ этот создать мог только русский мужик с особым складом ума и «заправским» умением творить чудеса.