Одно из самых своих известных произведений «Матренин двор» первый раз писатель опубликовал в издании «Новый мир». Его первое название «Не стоит село без праведника» не прошло цензуру. Из–за цензуры и поменялся период описанных событий на 1956 год.
Александр Исаевич начал писать произведение летом 1959 года в поселке Черноморском, где находился в гостях у друзей. Завершил свой рассказ он в том же 1959 году в декабре. Публиковал его Александр Твардовский. Публиковать пришлось дважды, так как первый раз он не прошел цензуру: было исключено довольно много сцен.
Солженицын неоднократно упоминал, что рассказ написан на основе реальных событий. Он лично знал Матрену Васильевну Захарову, которая в дальнейшем стала главной героиней произведения. Автор постарался показать все реалии того времени, чтобы люди увидели, как же на самом деле жили в те тяжелые времена крестьяне.
Судьба этой женщины послужила основой рассказа. Здесь показана ясная картина жизни в маленькой деревне в 1960 – е годы. Всю свою жизнь проработав в колхозе «за палочки», Матрена Васильевна даже не заработала себе пенсии. Не смогла и получить деньги после смерти мужа, который погиб на войне. В произведении упоминается деревня, в которой жила героиня – Мильцево, впоследствии переименованная в Тальново. А портрет рассказчика Солженицын списал как будто бы с самого себя: два бывших зека, ищущих свое предназначение в школьном образовании детей.
В этом рассказе было многое отражено из судьбы Солженицына. Детально писатель повествовал это в своем «Собрании сочинений в 30 томах». Александр Исаевич вернулся с войны на Родину спустя одиннадцать лет, задержавшись в Восточной Пруссии, и сразу же поспешил посетить дорогие сердцу места, которые запали в душу, посетил все памятники. И, наконец, отправился в то самое село, откуда родом и была героиня его рассказа. Но, к сожалению, к этому времени она уже умерла. Чтобы почтить память Матрены Захаровой, он заказал в церкви поминальную панихиду.
Произведение имело высокую оценку у многих критиков. Александр Трифонович Твардовский говорил, что рассказ никого не оставит безразличным по отношению к судьбе обыкновенной крестьянской женщины, трудившейся всю жизнь и умершей в нищете. Писатель Андрей Синявский дал большую оценку произведению, охарактеризовав его так: “основополагающее во всей деревенской литературе”.
Вариант 2
Произведение, написанное в период нахождения писателя на черноморском побережье Крыма, является автобиографическим и основано на реально происходящих событиях, случившихся с автором после его отбытия наказания в тюремном лагере. Написание произведения занимает у автора несколько месяцев и издается рассказ совместно с другим творением писателя «Случай на станции Кочетовка» под единым обозначением «Два рассказа».
Писатель создает произведение с названием «Не стоит село без праведника», однако, представив произведение для публикации в издание «Новый мир», главным редактором которого является Твардовский А.Т., автор меняет название рассказа по совету старшего коллеги во избежание препятствий со стороны цензуры, поскольку упоминание о праведности могло быть расценено как призыв к христианской религии, имеющей в тот период времени резкое и отрицательное отношение со стороны власти. Редакционная коллегия журнала соглашается с мнением главного редактора, что в первоначальном варианте название несет назидательный, нравственный призыв.
Основой повествования в рассказе становится изображение жизненной картины русской деревни в середине двадцатого века, для раскрытия которой писатель поднимает в произведении извечные человеческие проблемы в виде неравнодушного отношения к ближнему, проявления доброты, сострадания и справедливости. Ключевая тематика рассказа находит свое отражение на примере образа сельской жительницы Матрены, реально существовавшей в жизни, в доме которой писатель проводит несколько месяцев после освобождения из лагеря. В настоящее время известно настоящее имя квартирной хозяйки писателя Матрена Васильевна Захарова, живущей в деревне Мильцево Владимирской области и являющейся прототипом главной героини произведения.
Героиня изображается в рассказе в виде праведной женщины, работающей в местном колхозе за трудодни, не имеющей право на получение государственной пенсии. При этом писатель сохраняет имя реального прототипа собственной героини, меняя лишь фамилию. Матрена представляется автором в качестве малограмотной, неначитанной, старой крестьянки, отличающейся богатым душевным миром и обладающей истинными человеческими ценностями в виде любви, сострадания, заботы, которые затмевают тяготы и лишения непростой деревенской жизни.
Для писателя, являющегося бывшим зеком, впоследствии ставшим школьным преподавателем, героиня становится идеалом женской русской скромности, самопожертвования, незлобивости, при этом автор акцентирует внимание читателей на драматизм и трагичность жизненной судьбы героини, не повлиявших на ее положительные качества. С точки зрения Твардовского А.Т., образ Матрены, ее невероятно огромный внутренний мир, создают впечатление беседы с толстовским образом Анны Карениной. Данная характеристика героини рассказа с благодарностью принимается писателем.
После запрета на издание произведений писателя в Советском Союзе повторная публикация рассказа осуществляется лишь в конце 80-х годов двадцатого столетия в журнале «Огонек», сопровождаемая иллюстрациями художника Новожилова Геннадия.
Возвратившись в Россию в 90-х годах XX века, писатель посещает памятные места его жизни, в том числе и деревню, в которой жила его героиня, отдав дань памяти ей в виде заказанной панихиды на кладбище, где покоится Матрена Васильевна Захарова.
Истинный смысл произведения заключающийся в изложении истории о страдающей и любящей крестьянке, положительно принимается критиками и читателями.
Прототипы героев, комментарии к рассказу, история написания.