Написание произведения происходит под воздействием ощущений писателя, гостившего ранней осенью в деревенском доме родного брата, в котором каждое утро просыпается от ароматов антоновских яблонь, наблюдая холодный и серый восход осеннего солнца.
Ключевой основой рассказа являются воспоминания, запечатлевшиеся у писателя во время посещения деревенской усадьбы брата, а в качестве прототипа главного персонажа произведения автор использует образ своего дальнего родственника.
Рассказ публикуется практически сразу же после его создания, однако писатель продолжает его редактировать в течение следующих двадцати лет, исправляя стилистику, внося сокращения в произведение, убирая незначительные детали, дающие характеристику умирающего дворянско-усадебного мира.
Окончательная редакция произведения состоит из композиционных глав в количестве четырех, в которых сюжетная линия представляет собой воспоминания главного героя в виде монолога, отличающегося поэтичностью текста.
Повествование меняется постепенно хронологическими картинками, в которых писатель стремится изобразить переход от прошлого к реальной действительности, используя живописные описания подробностей, символичность образов осенних садов, яблочного аромата, рисуя гармоничную словесную картину угасания поместных дворян. Писатель ярко иллюстрирует авторскую печаль, описывая заброшенные, пустынные дворянские усадьбы в виде неприглядных изображений заросших поместий. Именно поэтому автор использует в сюжете произведения осеннее время года, ассоциирующееся с периодом увядания устоев, формировавшихся многими тысячелетиями, противопоставляя этому процессу богатство дворянских имений в виде щедрости и яркости летних дней, безвозвратно ушедших в небытие.
Яблочный запах созревших фруктов, неоднократно всплывающий в памяти лирического героя, символизирует авторские воспоминания о невозможности возврата в давно ушедшую юность, отличающуюся спокойствием, мечтами и счастливым будущим. Писатель, используя свой литературный талант, мастерски отображает ностальгические мотивы, демонстрируя в произведении отсутствие начала и окончания, используя для этого многоточие.
Основной темой рассказа являются авторские сожаления об ушедшем прекрасном прошлом, при этом писатель, трогательно любя окружающую природу, не забывает об описании природных эмоциональных картинок.
Композиционный стиль произведения демонстрирует отношение писателя к неизбежному жизненному движению и развитию, оставляя в прошлом грусть и тоску счастливых воспоминаний.
Интересные темы