Вообще, «Пиковая дама» одно из известнейших произведений А.С Пушкина, стоит она в одном ряду с «Онегиным», «Русланом и Людмилой» и другими замечательными его произведениями.
Хотя точная дата когда «Пиковая дама» появилась на свет остается тайной, но многие склонны полагать, что написана она была в период второй Болдинской осени, а вернее октябрь – ноябрь 1833 года. Идея и фабула, которую позже позаимствует Чайковский, этого рассказа пришли гениальному автору, после того как он услышал повесть своего друга, князя С. Г. Голицына. Дело в том, что Голицын, как впрочем то и Пушкин, был заядлый игрок и вот, проигравшись, он отправился к своей бабушке, просить у неё денег на откуп. Бабушка его, Наталья Петровна, послужившая прообразом старухи, отказала внуку, но вместо денег сказала ему три карты, указанные ей ещё в пору её молодости французом шулером Сен-Жерменом. Стоит отметить, что она и действительно некоторое время проживала в Париже и была знакома с этим именитым французским жуликом.
К слову сказать, прототипом Германна послужил сам Голицын, ведь по происхождению он тоже отчасти немец. Юный князь вновь пошёл в игорный дом, сделал ставку на названые ему карты и, о чудо, отыграл всё. Это и легло в основу чудного сюжета, остальные же события в повести являются лишь домыслом и плодом фантазии знаменитого поэта. «Пиковая дама» стала чуть ли не первым произведением жанра в России и запустила вереницу детективов на тему «преступления и наказания», где антагонист, ради того, чтобы обеспечить себя, совершает ужасное злодеяние, а после в какой-либо мере платит за него, часто сходит с ума, садиться в тюрьму или погибает.
Впервые читатель мог ознакомиться с сим произведение в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения». Теплый приём у народа, однако, не уберег произведение от критики, Белинский по этому поводу однажды выразил такую мысль, что «Пиковая дама» совсем не повесть, ведь в ней нет идеи, но рассказ и рассказ мастерски написанный. И действительно, это всё очень похоже на байку или грустную и поучительную историю. Но сейчас можно сказать, что и идея есть в этой повести и читатель ясно может её разглядеть: «Честная бедность лучше «грязного» богатства.».
Вариант 2
Побудительной причиной для написания произведения явился реальный случай, произошедший в жизни поэта в виде карточного проигрыша в огромном размере, который мог послужить поводом для расторжения помолвки с Натальей Гончаровой, поскольку благодаря московским сплетникам в отношениях с возлюбленной начались размолвки и ссоры.
Однако главная смысловая завязка повести основывается на курьезных событиях, рассказанных поэту его другом, князем Голицыным С.Г. Бабушка князя, княгиня Голицына Наталья Петровна, являющаяся матерью московского генерал-губернатора и проживающая в Париже, имеет знакомство со знаменитым карточным шулером по имени Сен-Жермен. Внук, имеющий карточный долг обращается за помощью к бабушке, однако пожилая княгиня отказывает Голицыну в выдаче денег, но называет три карточные масти, указанные ей аферистом Сен-Жерменом в виде предстоящей победы в игре. Князь Голицын ставит тем же вечером на названные бабушкой карты и отыгрывает карточный долг.
Именно княгиня Голицына и становится в повести прототипом главной героини старухи-графини. Все остальные описанные в произведении события являются авторским вымыслом.
В рукописном варианте повесть не сохраняется до наших дней, поэтому историкам не удается определить точную дату ее создания, но в качестве предположения исследователями пушкинского творчества называется осень 1833 года, период болдинской осени. При этом отмечается, что работа над повестью ведется поэтом в течение пяти лет, а черновики произведения имеют многочисленные авторские правки, в которых поэт уделяет особое отношение к именам героев, а также производит некие математические расчеты.
Первое издание произведения осуществляется в журнале «Библиотека для чтения», вышедшем в 1834 году, в котором поэт одновременно включает повесть в цикл произведений под названием «Повести, изданные Александром Пушкиным».
Повесть положительно воспринимается литературным сообществом, дающим ей похвальные отзывы в вопросе рассмотрения занимательности сюжетной линии, стилевой изящности, прозрачности изложения и образов персонажей, поскольку многие читатели воспринимают содержание в качестве реально происходящих событий, в которых усматривают и самих себя, и знакомых людей. Однако при сравнительном анализе остальных произведений поэта, считающихся гениальными, повесть вызывает более чем прохладное отношение, поскольку критикам не нравится отсутствие идейного замысла произведения. Некоторые из рецензентов относят произведение к разряду мастерского рассказа, литературной безделице, обладающей чертами анекдота, но при этом критики признают его высочайшее исполнение.
Через некоторое время отношение литературоведов к повести меняется и в ней усматриваются черты фантастического произведения, дающего, с точки зрения критиков, начало созданию новой прозаики в русской литературе, называя его вершиной пушкинского мастерства.
Замысел и прототипы героев, история написания и публикации.