Художественные особенности рассказов Чехова

Художественная особенность рассказов Чехова состоит в том, что он с невероятной точностью и добрым юмором описал жизнь своих современников.
Читателю представлены персонажи из всех классов и сословий России от мелкого чиновника до министра, от холопа до дворянина. И везде автор точен в описании быта и характера своих персонажей. Анекдотичность сюжета постепенно переходит к глубокому рассказу о жизни русского человека.

Чехов ставил перед собой сложно-выполнимую задачу — кратко рассказать о многом. Несколькими словами описать героев своих рассказов так, что читателю, казалось, что он давно с ними знаком.
Большая часть рассказов Антона Павловича — это миниатюры
Как правило, в рассказе не более двух — трех действующих лиц «Злоумышленник», «Толстый и тонкий» «Хамелеон», которые ведут между собой разговор. Рассказ «Толстый и тонкий» превосходный сделанная сценка – диалог, которая сопровождается кратким текстом, автора характеризующим героев точно и выразительно. «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

И читатель в своем воображении не только видит живую картинку нарисованную пером гениального рассказчика Чехова, но и чувствует запах описываемого события. Всего четыре предложения – несколько точных деталей и нет сомнения в реальности происходящего.
Чехов пишет ясно и просто без излишеств. Метафоры его оригинальны и неожиданны, запас слов и профессиональных терминов безграничен. Читатель безошибочно по языку героя рассказа узнает кто передним врач, чиновник или солдат.
Язык автора музыкален и ритмичен. При чтении и прослушивании текста создается впечатление, что фоном звучит мелодия. Это ощущение усиливает реалистичность сюжета.
Юмор рассказов Чехова неповторим. Это не только смешные фамилии персонажей Очумелов или Хрюкин, и не только нелепые ситуации, в которые они попадают волей автора.
Комизм в начале рассказа переходит к концу его в трагизм. Происходит это когда действующие лица, осознают, свое положение, свою ничтожность и униженность. Страх Червякова перед нечаянно обрызганным им генералом Бризжаловым ( «Смерть чиновника»). Раболепие коллежского асессора Порфирия перед другом детства Мишей, ныне тайным советником («Толстый и тонкий»).
Метаморфоза, происходящая с героями рассказа поначалу вызывающая смех, к концу истории заставляет читателя грустить. Грустный конец смешного рассказа, пожалуй, это можно назвать главной особенностью рассказов Чехова его визитной карточкой, тем, что отличает его от других не менее известных собратьев по перу.

Оцените статью
Smart-pixel.ru