Лизавета Прокофьевна Еланчина – второстепенная героиня романа «Идиот», принадлежащая к старинному роду Мышкиных. Автор даёт четкий портрет персонажа. Это крепкая женщина с высоким лбом и большими светлыми глазами, носом с горбинкой и поседевшими тёмными локонами. Елизавета Прокофьевна не красавица, но обладает внутренним благородством и природным обаянием.
В юности Елизавета Прокофьевна была повенчана с молодым поручиком. Её супруг сделал блестящую карьеру и дослужился до генерала. Венцом их союза стали дочери — Александра, Аделаида и Аглая.
Это был тихий и спокойный брак. Супруг питал к своей благоверной к с лишь уважение и любовь. Лизавета Прокофьевна исполняла роль семейного командира, и грозный с виду генерал спокойно мирился со всеми причудами любимой женщины.
Лизавета Прокофьевна — человек честный, настойчивый и немного вспыльчивый. Ей свойственна некоторая гордыня и трепет перед своими корнями. Лизавета Прокофьевна очень гордится своим происхождением, ведь Мышкины относятся к древнему княжескому роду. Отсюда её корни первоначально негативного отношения к главному герою романа. Мышкин ей кажется почти нищим и не слишком умным человеком, претендующим на родство с великими людьми.
Мышкин, благодаря природному обаянию, всё же смог растопить сердце генеральской супруги. Понимая ревнивость Еланчиной к своему происхождению, Мышкин соглашается представиться в глазах общества просто однофамильцем. В его глазах Лизавета Прокофьевна предстаёт человеком по-детски наивным и искренним, не способным ко лжи. Домочадцы уже давно привыкли к её резким переменам настроения, вспыльчивости и импульсивности. Они понимают, что мать семейства желает им лишь добра. Так она, например, очень обеспокоена будущим своих дочерей и не желает, чтобы они характером походили на неё. Именно Лизавета Прокофьевна благословляет союз своей любимой дочери Аглаи с Мышкиным.
Ф.М. Достоевский дополняет образ героини её постоянной тоской по родным местам. Для неё путешествия в другие страны — это глупая фантазия. Намного важнее для героини памятные края малой родины. Лизавета Прокофьевна тоскует по родным краям и считает заграничные путешествия бессмысленной блажью.
Образ Лизаветы Прокофьевны выражает мысль Достоевского о том, что даже честный человек может погрязнуть в пучине общественного мнения.
Хоть Елизавета Прокофьевна Еланчина – не главный персонаж, но именно её словами Ф. М. Достоевский завершает произведение, говоря, что не нужно задерживаться вдали от родины – счастья там все равно не найти.
Вариант 2
Еще в ранней юности Лизавета вышла замуж за Ивана Епанчина. Он был обычным военным в звании поручик, Лиза простая девушка, ее фамилия была такой же, как у известного в их округе графа Мышкина.
Но многие считали, что Лиза является просто однофамилицей этого известного графа. Поэтому на тот момент, когда Епанчин на ней женился, она была бедной, заурядной личностью, за которую поручик в наследство получил только пятьдесят крестьян.
Но в связи с тем, что сама Лизавета была уверенна в себе и считала себя наследницей дворянского рода. Она с легкостью находила нужных людей, общаясь с которыми получила много привилегий и приобрела нужные связи в обществе.
Именно благодаря этим связям она помогла мужу получить должность генерала. Поэтому в семье она себя чувствовала важнее мужа и всегда им командовала и капризничала. А муж, зная ее заслуги и волевой характер, всегда потакал ей и во всем.
За долгие годы их совместной жизни в их семье родилось три дочери. Лизавета Прокофьевна часто корила мужа за то, что он не может никак им найти приличных и богатых мужей. Для того чтобы их дочери ни в чем не нуждались и вращались в высших слоях общества.
С дочерями Лизавета Прокофьевна вела себя почтительно, но иногда срывалась и хотела сделать им кучу замечаний и нравоучений. Но потом понимала, что это уже бесполезно, так как дочери выросли, поэтому редко им делала замечания. Очень часто она хотела им запретить употреблять лишнюю пищу, чтоб они не испортили свои фигуры, но решив, что это будет неприлично. Шла, как обычно ссорить с мужем, а так как генерал ей постоянно уступал, то это было ее любимым развлечением.
Лизавета кроме того что осуждает дочерей сама любит полакомиться разнообразными блюдами, которые поглощает в больших количествах. При этом, это ей не мешает оставаться высокой худощавой дамой, средних лет, с недавно появившейся сединой на волосах. Самыми выдающимися в ее образе являются глаза, а именно взгляд уверенный и завораживающий многих ее собеседников.
Вскоре к Епанчиным с визитом приходит князь Мышкин. Он тоже считает, Лизавету Прокофьевну своей родственницей, опираясь на общую принадлежность к древнему дворянскому роду Мышкиных. Лизавета сначала отрицала это сходство, говорила, что только она принадлежит к этому роду.
Но в процессе общения с князем она выяснила, что это хороший жених для старшей дочери. И только тогда согласилась, что он принадлежит к графскому роду, князь охарактеризовал ее характер как принадлежащий капризному ребенку, несмотря на ее возраст.
Сама же Лизавета называет себя глупой, и при этом дочь такая же, но с умом. В конце произведения именно слова Лизаветы стали пророческими, про отношения всех людей того времени ко всему заграничному. Что именно вся эта заграница все это фантазии, что это все неправда.
Прообразом Лизаветы Прокофьевны в данном произведении выступила генеральша Е.Ф. Круковская, с которой лично был знаком Достоевский.