Петр Иванович Бобчинский и Добчинский выступают в роли городских шутов, которые живут провинциальными сплетнями. Окружающие относятся к ним с презрением или же покровительственно. Их терпят, словно домашних животных. Герои подсознательно это понимают и всячески пытаются выслужиться, рассказывая новости и сплетни, которые составляют основу жизни уездного городка. Обращаются с ними без всяких церемоний, и как только их общество наскучит, мгновенно от него избавляются. Насобирав как можно больше свежих сплетен, они начинаются гордиться собственным «достижением». В результате они вырастают в собственных глазах и направляются скорее в гости к знакомым, которые, как они уверены, примут их с радостью.
Рассказывая ту или иную историю, Бобчинский с Добчинским постоянно друг друга перебивают, пытаясь перетянуть одеяло на себя, насладиться собственной важностью, привлечь всеобщее внимание исключительно на себя. История из их уст разбирается подробнейшим образом от самого начала и до конца. Самоутверждаясь таким образом, чиновники занимают себя, наполняют пустое свое содержание той же пустотой. В своем рассказе им хочется скорее добраться до его «грандиозного» финала, но в то же время одолевает неуемное желание продолжать историю до бесконечности, продлевая тем самым свое торжество. Всякий раз им хочется пересказывать новость с самого начала и с еще большими подробностями. Чтобы стать единоличным рассказчиком, Бобчинский указывает на проблемы с дикцией у Добчинского. Последнему остается лишь активно жестикулировать и бросать короткие фразы в редких моментах. Фразы эти моментально перехватываются Бобчинским и рассказ продолжается с еще большим подъемом.
В рассказе вдруг пошла речь о «молодом человеке недурной наружности, в партикулярном платье». На городничего, замученного тяжелым ожиданием ревизора, эта реплика произвела ужасающее впечатление. Далее, проанализировав поведение «чиновника из Петербурга», Бобчинский приходит к окончательному и неоспоримому выводу: «Это, верно, не кто другой, как самый тот чиновник». Очевидно, что городничий всем этим чрезвычайно ошарашен. Он не может поверить в правдивость этих слов. Такого просто не может быть! Вам показалось! Это совсем другой человек. Бобчинский в ответ вопрошает: как же это может быть не он? Денег не дает, в дорогу не отправляется. Зачем же ему здесь находиться, если пункт его назначения – Саратовская губерния.
Городничий осознает ужас всего положения, но пустыми вопросами старается отдалить от себя страшную истину. Бобчинский, наоборот, из кожи вон лезет, чтобы доказать правдивость своих слов, которые придали ему уверенность и такую большую важность.
Действия и слова этих героев полностью соответствуют их сущности. И ни одно из них не вызывает сомнений или удивления. Все в этой комедии закономерно. Бобчинский, как и его друг, с той же уверенностью и очевидностью утверждает о непреложности факта приезда ревизора, и что им является тот самый «молодой человек из Петербурга».
И такой он весь наблюдательный, внимательный, придирчивый: заглянул в каждый уголок, обсмотрел все тарелки, спросил, что кушают. И всем-то он интересуется и такой весь осмотрительный, что страшно вообразить.
После таких разъяснений, места для сомнений просто не остается. Настолько наблюдательный, что тарелки все осмотрел! И если бы в этот момент городничему сказали об осмотрительности его кучера, он бы и его посчитал за ревизора. Ведь именно наблюдательность, по его мнению, является главной отличительной особенностью проверяющего чиновника…
Вариант 2
Итак, Бобчинский и Добчинский. Наверное, все читатели, произносят эти имена безраздельно, как неразрывные понятия, — и это логически объясняется. Ленивое, мещанское, ограниченное, паразитическое существование данных персон – заядлых сплетников и первых городских клоунов – приравняли их друг другу, соедини воедино. И внешность их примерно одинаковая: оба маленькие, какие-то комично короткие. Их главная функция в рамках художественного произведения – похожесть. Но похожесть не всегда бывает тождественностью.
Гоголь, создавая таких персонажей, как Бобчинский и Добчинский, показал все свое тонкое типологическое мастерство. Несмотря на то, что они всегда ходят вместе, каждый наделен собственным, отличающимся от другого, характером. Например, Бобчинский ловчее Добчинского, в то время как Добчинский обладает некоторой солидностью и серьезностью – он может достойно распускать слухи, думая, что делает что-то важное.
Немаловажная деталь: Добчинский, как только расскажет слушок, сразу побежит на улицу, чтобы насобирать еще слухов. Анна Андреевна каждый раз отправляет его на улицу, чтобы тот исполнил свое предназначение. Именно поэтому, не смотря на то, что один Бобчинский рассказал о приезде ревизора, мэр города везет к нему не только Бобчинского, но и Добчинского. Мол, получится посолиднее и посерьезнее. А первый пусть побудет в роли клоуна, как обычно.
Бобчинский и Добчинский – это дворяне, которые обособились от своих земель. Они ведут подлое и мещанское существование и поэтому изображаются авторами пустышками. Чиновничье общество с его увлечениями азартными играм, распущенностью, развратом, алкоголизмом превратили Добчинского и Бобчинского в пустые манекены, что как призраки шепчут в уши населению неправдоподобные и отчасти лживые слухи.
Довольно детально это показал Гоголь на примере его скудной речи. Речь Бобчинского построена следующим образом. Он не может разделить всю информацию на главные и второстепенные части и поэтому, как только открывает рот, пытается сказать мгновенно и обо всем. И это, конечно, оставляет отпечаток на его речи: она сплошь состоит из коротеньких, всегда не оконченных фраз, только союзно связанных между собой. Делаем логичный вывод, что духовная деградация героя порождает и скупость языка.
Бобчинский и Добчинский – единая структура. Они вместе наблюдают, изучают, рассказывают. Но различия в их характере явно есть, как удалось выяснить выше. Это говорит о том, что друзья превратились постепенно в соперников, самовыдвиженцев, оппозиционеров в неделимом, как казалось ранее, организме. Достаточно вспомнить то, какая обстановка царила за несколько дней до приезда Хлестакова в кабаке. Она была нервной, больной, лихорадочной, сопернической, поскольку Добчинский и Бобчинский в тот момент могли перегрызть друг другу глотки, лишь бы только вперед соперника сообщить горожанам важную весть. Следовательно, мы начинаем постепенно понимать, что своеобразное соревнование двух бывших друзей сыграло важную, если не основную, роль в великом обмане.