Из начала произведения Гоголя «Мертвые души», мы узнаем из спора мужиков, что город находится где-то между Москвой и Казанью, однако он не указывает точное его расположение и дает ему название NN. Тем не менее, не зная расположения города, мы понимаем, что в нем отражена вся суть русской глубинки, которая дает нам возможность увидеть всю Русь со всех сторон. Он показывает нам детальную картину русского народа. Гоголь противопоставляет тихому и мертвому покою поместий, хлопотливость и волнение страстей. Со стороны лишь кажется, что жизнь городского общества, не имеет ничего схожего с животным существованием обитателей усадеб, однако это заблуждение.
Перед читателем город предстает не просто как картина, а как главный герой, в себе он сочетает одновременную неспешность и размеренность, но вместе с тем и наблюдательность. Плавный ритм произведения, раскрывается в его повествовании, лишь только на третьей странице становится известно имя главного персонажа, автор не спешит и рассказывает обо всех деталях очень неторопливо и аккуратно. Но описывать сам город без его жителей не имеет смысла.
Первым главным персонажем перед нами предстает губернатор, сам по себе он человек простой, добряк, очень простодушен и щедр, однако имеет склонность к взяточничеству, как это было принято среди чиновников, например, одним из них был полицмейстер. Гоголь всегда описывал с глубокой иронией деятельность губернатора: Наш губернатор несмотря на свою любовь брать взятки, старается быть осторожным в столь щекотливом вопросе. Верхушка же общества полностью оторвана от реальности. Осознать чиновники просто не в состоянии, что на самом деле происходит в действительности. Губернские управители совсем не утруждают себя вопросами касающиеся государственных дел. Им совершенно незнакомо такое понятие как общественное благо. А их должности это, лишь один из главных способов прожить эту жизнь беспечно, не вкладывая в свою жизнь ни капли труда, однако это не жизнь, а лишь существование.
С другой стороны, были женщины этого города, они были весьма красивы и одеваются с большим вкусом, и всегда старались избегать некрасивых, по их мнению, слов. Они всегда желанны, а их манеры достойны подражания. Их интересы абсолютно ничтожны, они любят сплетни, которые окутывают весь город. Представительницы женского пола города, по-своему глупы и их восторженность по поводу какого-либо события порой бывает навязчива и предсказуема.
Жизнь общества, находящегося наверху, абсолютно оторвана от реальной жизни. По всей видимости можно сделать вывод что, все жители небольшого города, являются очень жадными. Наивысшими ценностями в жизни горожан являются богатство и власть. Этот город будто застыл во времени и почти все души в нем мертвые, однако глаза жителей не потухли. Гоголь в своем произведении на примере города, показывает всю роль этого общества в жизни и развитии всей страны.
Сочинение 2
Гоголь в нетленной поэме «Мертвые души» воссоздаёт русскую действительность и наряду с персонажами Чичикова, Манилова, Собакеевича и прочих, героями произведения выступает и быт людей. Одним из мест действия является губернский город.
С первой главы произведения читатель видит, как бричка господина средней руки въезжает в город. Городу этому, по сложившейся в литературе традиции, носит неопределенное название NN, впрочем писатель дает понять, что это не столица, а незначительный городок между Москвой и Казанью. Гоголь – большой писатель детали, поэтому при описании гостиницы, в которой остановился господин (позже Чичиков), уже можно судить о жизни людей городка: она неспешна, как и в любом другой глубинке, с длинными пересудами мужиков, и покойным течением событий. Автор много раз делает на этом акцент повторяя «тоже», «такие же», «знает каждый проезжий». То есть, город ничем не отличается от других.
Наобедавшись и выспавшись, Чичиков идет прогуляться. На улицах он видит запустение, плохие дороги и скверный городской сад, впрочем, о котором написано в газете, что он шикарен.
На следующий день Чичиков делает визиты всем сановникам. Большим контрастом выступают их белокаменные жилища, простым деревянным домам. По дорогам «озаренным тощим освещением из кое-где мелькавших окон», он въезжает в губернский дом, сияющий фонарями, как для бала.
Но не столько на декорации и местность обращает внимание писатель, сколько на характеры живущих в нем горожан. Всех чиновников Чичиков очаровывает лестью, быстро входит к ним в доверие. Он нарушает их привычный быт, состоящий из праздных балов и игр в вист, и весь город полнится сплетнями о нем. Чичикова называют «миллионщиком», за ним начинают волочиться степенные дамы, ему не дают прохода: город словно держит его в тисках.
После того, как афера с покупкой душ раскрывается, случается небывалое волнение. Новость собирает всех чиновников. Они весь вечер спорят, кто же на самом деле Чичиков, называя его и разбойником, и шпионом, и даже переодетым Наполеоном. Чиновники обеспокоены, что их высокое положение может пошатнуться, Чичикову приходится покинуть город.
Гоголь правдиво показывает жизнь русского глубинного города. Все в нем держится на взаимном использовании, безнаказанной коррупции. Время в нем словно застыло. Система взаимосвязи высших чинов и помещиков кажется нерущимой, но стоит чему-то произойти, как например выбор нового вице-губернатора, так все эти отношения рушатся и становятся очень уязвимыми.