Взаимоотношения отдельной личности и государства, их противостояние и конфликт являются на всем протяжении творчества поэта интересными для рассмотрения и рассуждения, при этом в разные этапы творческой деятельности меняется авторское отношение к проблематике народа во взаимосвязи с властью.
Ранние произведения поэта рассматривают несовершенство государственного строя с точки зрения персонализации правителя и справедливости его власти, а также возможности изменения государственного устройства путем обретения народом долгожданных прав и свобод. Данная авторская позиция прослеживается в содержании оды «Вольность», а также в стихотворении «К Чаадаеву».
В период собственной ссылки взгляды поэта меняются, он начинает придерживаться мнения о невозможности обретения полной свободы для каждой в отдельности личности, поскольку в отношении отдельного человека всегда имеется угнетаемая его чрезмерная свободная сила. В эти годы творческой жизни поэт переходит от романтической поэзии к реалистичной и создает поэму «Борис Годунов», размышляющей о роли народных масс в управлении государством, высказывая мысль о победе того правителя, выбор за которого делает народ. Однако после поражения декабристского восстания поэт утверждается в мысли о неуверенности народа и обреченности его попыток переустройства государственной власти.
Поэт начинает размышления о личной внутренней свободе каждой отдельной личности, которую выбирает человек, излагая данные рассуждения в стихотворениях «К морю», «Из Пиндемонти». Затем поэт переходит к изучению проблематики маленького человека во взаимоотношениях с внешним миром, а также правящей властью, нашедшей отражение в авторских произведениях «Повести Белкина» и «Станционный смотритель», а также полностью раскрытой в поэме «Медный всадник», которая представляет собой абстрактную форму демонстрации конфликтной взаимосвязи народа в образе Евгения и власти в образе государя-императора Петра Первого.
Поэма «Медный всадник» наиболее развернуто излагает авторскую позицию в отношении рассматриваемой проблематики и дает понимание о неизбежности антагонистического противостояния государства и отдельного человека, в котором личность всегда оказывается в проигрыше, поскольку беспокоится лишь о личном благополучии в отличие от правителя, заботящегося о благе всей страны.
Несмотря на недолгую творческую жизнь, прерванную в самом расцвете поэтических сил, поэт неоднократно возвращается к тематике государства и личности, периодически меняя собственную позицию в зависимости от авторского рассмотрения либо с точки зрения литератора, либо человека. Но в любом случае поэт приходит к реалистичному выводу о неразрешимости конфликтной ситуации между личностью и государством, сочувствуя страдающему от властной машины человеку, при этом отмечая положительные моменты государственного правления для страны и отдельных граждан.
Вариант 2
Люди – это те, кто всегда требует надежного и честного правителя, от которого многое зависит, но в V веке все столкнулись с проблемой, такой как конфликт между людьми и правителем. Тогда люди начали задумываться о переменах в обществе и всерьез эту проблему начал рассматривать Софокл.
Софокл призывал правителей быть более отзывчивыми к общество, ведь правитель тоже может ошибаться. Люди начали вставать на его сторону и вместе все они старались изменить жизнь обычного человека к лучшему.
Эти проблемы Пушкин стал рассматривать в своих произведениях. Александр Сергеевич тоже немало внимания уделял этому конфликту и заострял внимание людей на образе правителя. У Пушкина эта проблема была более объемной, чем у Софокла.
В ранние годы Пушкин был уверен, что можно изменить государство на более демократичный, и гуманный строй. Но со временем Пушкин понял что полной свободы у человека не должно быть, через это могут появится угнетенные чей – то чрезмерной свободой. Постепенно Александр Сергеевич переходит с романтизма на реализм. Со временем становится ясно, что народ решает судьбу правителя и выигрывает тот, на чьей стороне люди.
Поняв народ и обреченность попыток переустановить государство, после многих неудач и поражений поэт разрабатывает проблему личной внутренней свободы каждого человека.
Задумываясь над этим, он затрагивает тему до этого никем не затронутую, о так называемом “маленьком человеке”, о влиянии на политику и власть каждого человека, на то, что каждый человек имеет право на счастье, на то, что у каждого есть чувства.
Пусть в конце Пушкину не удалось изменить мир, пусть зло не было отомщено, но Александр Сергеевич очень всерьез отнеся к этой важной теме и смог показать истину многим людям, он показал, чем могут для людей обернуться великие дела. Также для Пушкина была очень важна роль Петра Первого, Пушкин видел в нем надежного правителя и великого строителя России. Петр не думал только о своем благе, а и о благе общества.
Так взгляды Пушкина – писателя изменялись с Пушкиным – человеком, от романтичного юноши, который жаждал изменения в свободе, поэт подходил реалисту, который смотрел на мир простым взглядом. Ему открылась вся сложность настоящего мира, нерешимого конфликта правительства с людьми, государственную машину приносящую зло людям, старался понять всех и каждого, но и также замечал хорошие дела государства перед людьми.
Пушкин принес огромный вклад в общество.