В этом романе представлено множество ярких персонажей. Даже второстепенные показаны интересно, что уж говорить о главных!
Мастер – творческий человек (писатель), подверженный страхам (даже болезненным), немного тщеславный, слабый перед миром и глубока несчастный. Вся его жизнь в написании романа о Христе, а ещё в его возлюбленной Маргарите. Всё, что было до и после них бессмысленно как наваждение.
Воланд – властелин Тьмы. Понятно, что смотрит на всё он свысока, зная всему цену. Он смеётся над «недолговечностью» людей и их попытками чем-то в этой жизни управлять. С другой стороны, он изучает людей, ведь в разные эпохи, на разных землях и характеры другие. Он любит испытывать их, ему нравится видеть способность выходить за пределы своих возможностей, расти над собой.
Маргарита — влюбленная, ставшая ведьмой, королевой на балу у самого Воланда. Нашедшая себя в любви к Мастеру, бросившая свою «уютную» жизнь ради него. Она смело пошла на всё ради своей любви. У неё есть юмор, смелость и злость (особенно за Мастера), но и женская жалость.
Иешуа – собственно, художественный образ Христа. Он добрый, спокойный, искренний, понимающий и принимающий всё. И, конечно, видящий всё и способный сделать всё, но специально не использующий свою силу.
Фагот Коровьев – заколдованный рыцарь, шут Воланда. Как бывает, грустный шут.
Бегемот кот – веселый и наглый толстяк в обличье кота.
Азазелло – суровый, серьёзный демон, служащий в свите Воланда.
Гелла – единственная женщина в свите. Ведьма, вампирша и просто красавица. Любит ходить обнажённой.
Крысобой Марк – угрюмый и жестокий, исполнительный палач, несчастный человек.
Понтий Пилат – уверенный в себе изначально, но после начинающий сомневаться. Одинокий, умный, светский и дипломатичный.
Бездомный Иван – почти сумасшедший, впечатлительный поэт, простой парень – добрый и честный.
Берлиоз Михаил – самоуверенный литератор, делец, интеллектуал, принципиальный (до описанных в романе чудес – собственного воскрешения) атеист.
Председатель Босой – трусливый и жадный, немного грубый, подозрительный взяточник, получивший по заслугам от Свиты.
Лиходеев Степан – любитель развлечений, выпивки, из-за этого и страдающий. Сотрудник варьете, отправленный Воландом на «каникулы».
В современной Мастеру Москве второстепенные персонажи, вообще, показаны с большей иронией, чем в эпоху Христа.
Характеристика героев романа Мастер и Маргарита
Произведение отличается наличием нескольких сюжетных линий, в которых изображается большое количество персонажей.
Главными героями романа являются Мастер и его возлюбленная Маргарита, Воланд, а также Иван Бездомный.
Воланд представляется в произведении в образе сатаны, дьявола, могущественного повелителя тьмы, который по сюжету посещает российскую столицу в качестве профессора, преподающего черную магию. Образ Воланда позволяет автору продемонстрировать человеческие пороки и недостатки в виде алчности, жадности, ненасытности, трусости, зависти, из-за которых герой осуществлять наказание в отношении ничтожных людей.
Другим главным героем является Мастер, предположительно являющийся прототипом писателя, представленного в образе несчастливого творца слова, бывшего историка, который отрекается от собственного имени, написав гениальное творение о судьбе Понтия Пилата. Под воздействием критики психика героя не выдерживает и его помещают в психиатрическое заведение. Возлюбленной Мастера является Маргарита, которая пытается спасти любимого мужчину, прося помощи у Воланда, помогающего Мастеру обрести вечный покой вместе с героиней, покинув земное существование вместе со свитой Сатаны.
Маргарита изображается в романе в качестве красивой, умной, милосердной женщины, которая обретает женское счастье лишь со встречи с Мастером, став его тайной супругой и вдохновив на создание произведения. Для спасения любимого Маргарите приходится пойти на сделку с Сатаной, при этом на его балу ей приходится выполнять роль хозяйки мероприятия.
В образе Ивана Бездомного автор изображает пролетарского поэта, написавшего антирелигиозное сочинение, посвященное Иисусу Христу, которое обуславливает его дальнейшую встречу с Воландом и под воздействием эмоционального напряжения помещение его в лечебницу для душевнобольных. В финале произведения героя излечивается, однако также ощущает непонятное душевное беспокойство, вспоминая беседы в клинике с Мастером, считающим Бездомного собственным учеником.
Второстепенных героев в романе огромное количество, но, в первую очередь, ими являются представители свиты Воланда в лице Фагота-Коровьева, старшего подручного Сатаны, Азазелло, помощника Дьявола, отвечающего за мероприятия, связанные с применением силы, Кота Бегемота, шута горохового, Геллы, служанки Воланда, являющейся ведьмой-вампиром. Помимо этого, во время посещения Воландом Москвы в повествовании участвуют жители столицы: Берлиоз, Барон Майгель, Варенуха, Степан Лиходеев, Жорж Бенгальский, Никанор Иванович Босой.
Кроме того, в части, повествующей о главах романа Мастера, изображаются основные персонажи в лице Понтия Пилата, представленного в образе прокуратора Иудеи, жестокого и властного правителя, и Иешуа, путешествующего по миру одинокого философа. В романе Мастера представляются также второстепенные персонажи в качестве Левия Матвея, Иуды из Кириафа.