Человек, который творит добрые дела, и сам становится духовно выше, растет над собой. Именно это хотел показать автор повести. Мало того, в этом похвальном стремлении совершенно не важен возраст – оказывать посильную помощь ближнему может не только взрослый, но и ребенок. Главное – желание.
Конечно же, благие поступки должны совершаться бескорыстно. Команда Тимура не требует от того, кому помогает, вознаграждения либо благодарности. Она совершает свою деятельность, потому, что считает это долгом, своеобразным делом чести.
Тимур и его друзья пытаются облегчить жизнь наиболее бедных слоев населения и тех, кто в силу своего здоровья не может полностью себя обеспечивать. В их списке семьи военных, пожилые люди и те, кто очень нуждается в помощи. Поражает организованность тайной организации – ведь ребята еще так юны, а действуют как слаженная команда.
Дети достаточно самостоятельны, они рассуждают о добре и зле, о справедливости и лжи. Безусловно, одна из главных идей – на примере мальчика и его соратников воспитать в каждом ребенке настоящего Человека – смелого, решительного, доброго, отзывчивого, с большим сердцем. Так, что творение имеет достаточно сильную воспитательную составляющую.
Это действительно очень хороший ход автора – поскольку лучшим мотиватором для детей служат не подвиги мифических, выдуманных героев, а поступки их литературных сверстников. Ведь прототип Тимура может быть в любую эпоху, он может быть чьим-то школьным другом, чьим-то соседом, чьим-то приятелем по даче. Читая о «правильных» мыслях и поступках ровесников, юный книголюб видит наглядную пользу от таких действий и наверняка сам захочет делать добрые дела.
Кстати, так и произошло. После того, как книга стала популярной, в советское время возникло настоящее «Тимуровское движение». Можно сказать, что читатели и поклонники книги воссоединились, чтобы совершать подобную деятельность – они помогали инвалидам, старикам, ветеранам войны.
Получается, что Гайдар смог не только создать справедливого и честного героя, которого все полюбили, но и повлиял на общество в целом. Ведь образы, которые он воспевал в литературном произведении, сумели ожить в реальности.
Сложно сказать, много ли найдется «тимуровцев» в наше время. Но думаю, что современным детям также не помешали бы такие примеры, как Тимур Гараев – смелый, отзывчивый и справедливый мальчик, который сумел привить свои идеи миллионам детей по всему миру.
Вариант 2
Немного фактов. Это произведение рассчитано на подростковую аудиторию. Дата создания – 1940 год. Повесть была экранизирована. К сожалению, автор произведения Аркадий Гайдар погиб вскоре после начала войны, лишившись возможности радовать читателей в дальнейшем.
Сюжет таков. На дачу приезжает семья военнослужащего из Москвы. Среди нее две девочки сестры, которые вскоре узнают, что в дачном поселке действует добровольческая подростковая организация, помогающая населению под руководством Тимура Гараева.
«Тимуровцы» имеют оппонентов в лице группировки Квакина. «Квакинцы» напротив занимались грабежами и хулиганством. Сначала Тимур хочет словом убедить их прекратить правонарушения. Безуспешно. Затем, дело дошло до рукоприкладства. Между двумя группами разгорелась баталия, победителем в которой вышли Тимур и его команда. «Квакинцы» были разоблачены и подвергнуты народному наказанию.
Чему учит данное произведение? Ну, во-первых, уже научило и очень давно. По всему Союзу начали организовывать подобные бригады, которые занимались различными работами на безвозмездной основе. Помогали они всем людям в тяжелой жизненной ситуации: матери-одиночки, пожилые люди, инвалиды. Выполнялись хозяйственные работы, мелкий бытовой ремонт. Они пошли дальше и стали помогать правоохранительным органам, участвовали в поисках людей. Это очень правильная тенденция. И именно в таком духе нужно воспитывать молодежь и сегодня.
Можно быть уверенным, что такие парни и девушки первыми записывались в добровольцы для участия в боевых действиях. Они знали одну цель: любыми путями помочь родной стране.
Очень радует, что и сегодня дело тимуровцев живет. Они участвуют в тушении пожаров, помогают в строительстве за небольшое вознаграждение. Да, эти добровольческие организации не обязательно должны называться тимуровцами. Но суть должна оставаться та же. Помощь ближнему, желание выручить.
Любой ребенок может быть в душе тимуровцем. Увидел мусор – подними, отнеси к мусорному баку. Увидел, что бабушка не может перейти улицу – подойди, переведи через улицу. Своему престарелому соседу можно помочь перекрыть крышу или просто убраться во дворе.
Таким образом, можно заключить, что произведение «Тимур и его команда» — одно из немногих произведений, побудивших действовать прямо здесь и сейчас.
Основная мысль
Повесть «Тимур и его команда», написанная Гайдаром появилась на свет перед Великой Отечественной Войной (1940). По сути, это как небольшая инструкция к приближающейся страшной беде, как для маленьких, так и для взрослых людей. Все прекрасно понимали, что войны не избежать, но нужно запастись терпением, смелостью, состраданием к окружающим, а главное — любовью к Родине. Ведь никто тогда не знал, как всё обернётся, а, чтобы защитить свой дом, нужно его, прежде всего, любить.
Главной мыслью повести является правильное воспитание подрастающего поколения. Это доброта по отношению к окружающим, ответственность за свои поступки и за окружающих, справедливость. Это составляющие формируют будущий на тот момент советский народ, которому придётся преодолеть огромные трудности.
Главный герой Тимур — это добрый и бескорыстный мальчик, который готов помогать всем нуждающимся в те ужасные военные годы. У него формируется команда, которая занимается тем же. Они сами не знают, что делать в это военное время. Им тоже, как и всем страшно за себя и за других, но они нашли в себе смелость помогать тем, кто слабее их. Эта невероятная сила духа не может не восхищать, ведь не у каждого взрослого будет такая отвага, смелость, желание помогать, доброта и простодушие.
Так же в этой повести показано, как строятся коллективные отношения и понимание чужой беды, сострадание, любовь к Родине. Невозможно победить, выгнать недруга из своей страны, если её не любить. Именно любовь к Родине к семье даёт силы для того, чтобы никогда не сдаваться и идти вперёд несмотря ни на что. Тема патриотизма в произведении выражено очень чётко. Многие молодые люди после выхода повести хотели быть похожими на главных героев и сами добровольно помогли семьям чьи мужья, сыновья, да и дочери ушли на фронт. Нелёгкое время заставляет принимать нелёгкие решения.
Таким образом, произведение «Тимур и его команда» — это инструкция к воспитанию молодого поколения, это стимул совершать добрые, правильные поступки, строить взаимоотношения между собой. Не каждому взрослому человеку под силу та отвага и храбрость, что под силу была этим юным мальчикам.