Главная мысль произведения Станционный смотритель

Повесть «Станционный смотритель» написана Пушкиным в Болдинскую осень 1830 года и несёт отпечаток личности самого писателя, его глубокого гуманизма и подлинного демократизма.
Он ввёл в литературу тип «маленького человека» Самсона Вырина, ставший художественным открытием и развитый позже в гоголевской «Шинели» (образ Акакия Акакиевича Башмачкина).

Главный смысл пушкинской повести связан с героем, который служит смотрителем на почтовой станции. В служебной иерархии общества он стоит на самой низкой ступени – это чиновник 14 класса.
Этот персонаж в допушкинской литературе мог бы стать разве что действующим лицом комедии, фарса, водевиля. За такими незначительными героями без полновесного социального  статуса не признавалась способность глубоко чувствовать и иметь нравственные переживания.  Их внутренний мир виделся ограниченным,  а жизненные цели примитивными и  связанными только с заботой о хлебе насущном.
А.С. Пушкин разрушил этот стереотип. Самсон Вырин в своей трагедии обманутого и брошенного отца поднимается до уровня героев шекспировских трагедий.

Главная мысль повести – простой человек заслуживает самого высокого уважения к своей личности. Попирающий  достоинство, честь и отцовские чувства Вырина аристократ Минский в человеческом плане является во сто крат более неразвитым и духовно оскудевшим человеком, чем бедный чиновник.
Не способный к состраданию и сопереживанию дворянин обрисован как нравственный  урод. Только безнадёжный  эгоист способен в полной эмоциональной тупости предлагать отцу деньги за украденную дочь.
Мысль о беззащитности простого человека перед произволом господ, имеющих чины, богатство, власть, дополнена темой личного предательства близкого человека. Самсона Вырина вольно или невольно предала дочь Дуня.
Во многих нравственных трактатах предательство названо наибольшим нравственным грехом и преступлением (например, в поэме Данте «Божественная комедия»).  Очевидно, такая точка зрения была близка и Пушкину.
Не зря с первых строк в повести присутствует деталь – на стенах домика смотрителя висят картинки с изображением истории блудного сына. Но библейский герой, в отличие от Дуни, сумел исправить ошибку: он возвратился к оставленному отцу, на коленях покаялся и был прощён. Дунино же предательство останется непрощённым.  Отец умер, не дождавшись своей заблудшей овечки.
Таким образом, главная мысль о трагизме судьбы  простого человека была раскрыта Пушкиным в повести  для того, чтобы вызвать у читателей сочувствие к герою и показать истинное благородство маленького человека, не продающего свои чувства за деньги, но способного прощать и никому не желать зла.
Вариант 2
О чем эта небольшая повесть Пушкина? Если кратко: о растоптанном человеческом достоинстве, и при исполнении служебных обязанностей, и о человеческом.
В 1722 году была введена в обиход Табель о рангах, в соответствии с которой все государственные должности были разделены на 14 ступеней. Чиновники 14 класса были бедны и всеми унижаемы. Так в русскую литературу входит тема «маленького человека», бедного чиновника , которого может оскорбить любой .
А.С.Пушкин одним из первых обратил внимание на это явление русской жизни, его Самсон Вырин («Станционный смотритель»), Евгений («Медный всадник») – « маленькие люди», до существования которых словно нет никакого дела сильным мира сего.
Эпиграф к повести настраивает на демонический образ жестокого распорядителя станции. Но обобщенный человеческий опыт выдают обобщенно-личные предложения: «Кто не проклинал станционных смотрителей?» Все ругали, все издевались, все требовали от него невозможного.
Имя библейского силача Самсона подчеркивает беспомощность главного героя, фамилия Вырин дана по названию одной из почтовых станций на тракте, соединяющем две столицы, по которому часто разъезжали курьеры с подорожной надобностью. И все требовали лошадей, а за отсутствие оных расплачивались руганью и оплеухами.
Правда, у Самсона Вырина была своя гордость. Порядок в его смиренной, но опрятной обители поддерживала дочь Дуня. Смотритель чрезвычайно гордился ее красотой и благоразумием. Он отправлял Дуню к самым требовательным постояльцам, и Дуне всегда удавалось всех успокоить, все были очарованы ее красотой и смиренным нравом. С.Вырин представлял свое будущее рядом с дочкой, вышедшей замуж за богатого человека, в окружении внуков. Таковы нехитрые мечты бедного чиновника.
Однако сбыться мечтам было не суждено: гусар Минский увез Дуню, решив сделать ее своей наложницей. Жениться на девушке Минский не мог в силу социальных предрассудков: он столичный аристократ, она дочь бедного чиновника. Не считается гусар и с чувствами отца – родительского благословения не попросил, впрочем ,и Дуня не посчитала нужным сказать отцу: «Прости».
Вмиг Самсон Вырин лишился опоры в жизни, рухнули его надежды на счастливую старость. Он отправляется в столицу, чтобы найти и вернуть дочь. Смотритель простил свою блудную дочь, он хорошо знает, что бывает с неразумными девушками: наскучив Минскому, она окажется на улице.
Увидев в своем особняке бедного смотрителя, Минский не дал встретиться дочери с отцом, велел слугам выгнать Вырина, дав отступные за Дуню. Обнаружив в руке смятые бумажки маленький человек, может быть, впервые в жизни протестует: в гневе он выбрасывает деньги. Оскорблено его чувство человеческого достоинства. Бунт смотрителя закончился ничем: опомнившись, он готов поднять деньги, ведь они могут пригодиться его заблудшей Дуне.
Судьба Дуни сложилась счастливо, она стала матерью детей Минского. А вот Самсон Вырин не перенес разлуки с дочерью, он быстро опустился и вскоре умер. Дочь рыдала на могиле отца, но, к сожалению, не все можно вернуть.
Так о чем эта повесть?
Человек не должен быть «маленьким». Он Человек, и с ним должны считаться, нельзя растоптать его чувства.
Есть еще одно послание писателя: а правильно ли С.Вырин воспитывал свою дочь? В какой момент она перестала уважать своего отца? Может быть, смотритель слишком гордился внешней красотой девушки и меньше уделял внимания ее нравственному развитию? Может, тогда бы и не случилась эта человеческая трагедия.
После Пушкина тему «маленького человека» продолжит Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов. Эта тема станет одной из ведущих в русской литературе, славящейся своим гуманизмом.

Оцените статью
Smart-pixel.ru