Герой нашего времени сюжет романа Лермонтова

Герой нашего времени сюжет романа Лермонтова

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» включает в себя пять новелл-глав. Они представляют повествование трёх лиц. Центральной фигурой сюжета является офицер царской армии Печорин. В нём Лермонтов знакомит читателей не с не биографией человека, а с новым типом личности, с его психологическим складом. Все остальные персонажи соседствуют вокруг него. Композиция романа преследует цель раскрыть сложный внутренний мир главного героя. Лермонтовым умышленно нарушен хронологический порядок расположения частей. Тем самым он показывает противоречивый облик Печорина. Среда, в которую автор помещает героя, также контрастна. Здесь постоянно возникают то экстремальная ситуация, то острый конфликт. Печорин сознательно или бессознательно вмешивается в жизнь других людей, окружает себя злом, руководствуется только своей волей, желаниями и стремлениями. Части романа состоят из эпизодических отрывков жизни главного героя. Это способствует объяснению его образа жизни, лишённой цельности, состоящей из вечных устремлений поймать ускользающую тень жизни, неодухотворенной никакими идеалами.

В главе «Бэла», главный герой показан через восприятие Максима социального и психологического антипода. Он повествует о своём знакомстве с Печориным. Влюбившись в дочь князя Бэлу, Григорий принимает решение похитить её. Но девушку убивают в процессе второй погони. Здесь Печорин демонстрирует неординарность личности, странность поступков, эгоизм, колоссальное умение действовать мгновенно при любых обстоятельствах. Он сочетает в себе внутреннюю холодность и яркие вспышки эмоций. Всё это непонятно окружающим.
Во второй главе «Максим Максимович» главный герой представлен через столкновение со странствующим офицером, близким к нему по мироощущению. Теперь уже портрет Печорина имеет черты личности сильной с ярким выраженным индивидуальным началом. Но внутренне он одинок и отчуждён от мира людей. Сам же главный герой повествует о себе в «Журнале Печорина». Это дневниковая исповедь, которая переносит место действия на просторы души героя. Самораскрытие показано автором через внутренний монолог, анализ поступков, побуждение, эмоции. Печориным проводится ретроспективный анализ своих психических поступков. Мы видим трагическую фигуру, страдающую, живущую сложной духовной жизнью, страстно жаждущую обновления. Важную роль в романе играют темы случая и судьбы. От случайных встреч, совпадений зависит и жизнь.
В новелле «Тамань» Печорин устраивается на работу в семью, где не все спокойно. В одну из ночей он решил проследить за обитателями дома. Оказалось, что они промышляют контрабандой. Одна из жительниц дома задумывает план убийства Печорина. Безрезультатно. Знакомство с княжной Мери сталкивает Печорина с Грушницким… И соперник убит на дуэли.
Новелла Фаталист» трагична. Григорий пытается выступить в роли палача. Играя в карты на выстрелы в себя, Печорин хладнокровно объявляет, что Вулич умрёт и не ошибся. Григория Печорина можно назвать человеком холодным, но не глупым. Он обречён на бездействие социально-историческими и личными обстоятельствами, при которых любые усилия на пути к самореализации оказались бесполезными и противопоставляющими обществу. Индивидуализм не привел к самоудовлетворению и самореализации при отсутствии понимания миром. Интеллектуальное превосходство героя над средой вылилось в обоюдное неприятие, что породило жестокость.
Вариант 2
Русская литература 19 в. дала Отечеству и миру произведения, определившие новые тенденции в ее развитии, ставшие классическими. К их числу относится роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Написанный в 1838–1840 гг., роман отвечал моде времени на любовные приключения и переживания героя. Но отличали его условия любовных переживаний – юг России и Кавказ, где на тот момент шли военные действия, и направленность изложения на внутренний мир героя.
Структура романа отвечает замыслу автора. Две части, разделенные на главы, нелинейное повествование. События излагаются персонажами романа, автор условен – некий офицер, встретивший людей, знавших героя – Григория Печорина и случайно получивший его личный дневник в полное распоряжение.
Нарушенная хронология изложения показывает Г. Печорина вначале глазами сослуживцев. Перед читателем предстает умный, но самовлюбленный и эгоцентричный человек, ищущий приключений и не задумывающийся об их последствиях для других людей. Таким приключением для него становится увлечение дочерью горского князя Бэлой. Девушка привлекает его своей красотой и он решает развеять скуку, организовав похищение и потом завоевание красавицы. Добившись желаемого – любви Бэлы, Печорин начинает тяготиться ею. Развязка закономерно трагическая: бывший поклонник Бэлы, Казбич, похищает ее у Печорина и спасаясь от погони, смертельно ранит. После смерти Бэлы Григорий Печорин о ней не вспоминает и с облегчением переводится в другую часть. Холодным, отстранённым и равнодушным предстаёт Печорин в главе о Максиме Максимыче. Мимоходом нанеся обиду бывшему сослуживцу высокомерными и резкими словами, Печорин уезжает в Персию. Рассказчик, получивший от обиженного Максима Максимыча дневник Печорина, узнав, что герой умер по пути из Персии, решает  опубликовать записи, придав им минимальную литературную обработку.
Далее повествование идет уже от лица самого Печорина. В главе «Тамань» описано его вторжение в жизнь контрабандистов. Вновь причиной вмешательства становятся скука и любопытство, а результатом – разрушение устоявшегося уклада жизни людей. Григорий Александрович признается себе, что сожалеет о последствиях своего поступка.
Глава «Княжна Мери» построена в форме дневниковых записей. Печорин описывает Пятигорск, куда приехал поправить здоровье поле ранения, и его общество. Он встречает знакомых: сослуживца Грушницкого, Веру – бывшую любовь. Знакомится с новыми людьми, в числе которых княгиня Лиговская и ее дочь Мери. Ради развлечения он решает ухаживать за Мери, вызывая ревность Веры и недовольство Грушницкого, влюбленного в девушку. И вновь трагический финал: погубленная репутация Мери, убийство на дуэли Грушницкого, вторично разбитое сердце Веры, ссылка героя в отдаленную крепость. В этой части значительное место занимают рефлексивные размышления героя.
События главы «Фаталист» происходят в казачьей станице. Вечный спутник – скука вынуждает героя искать развлечений. Он входит в компанию игроков в карты, где после игры завязывается беседа о предопределении. Игра в русскую рулетку, случайная смерть одного из игроков в пьяной драке заставляют Печорина задуматься о судьбе и возможности человека ей противостоять или следовать.
Роман стал первым в русской литературе лирико-психологическим произведением. Внимание читателя концентрируется не столько на внешних, порой авантюрно-приключенческих сторонах жизни героя, сколько на его внутреннем мире. Глубокая рефлексия, честность и искренность слов Печорина о себе вызывают интерес и становятся пищей для размышлений у многих поколений читателей.

Оцените статью
Smart-pixel.ru